среда, 10 мая 2017 г.

Межпредметные связи на уроках информатики (биология)

Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы, в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе.
И.Г. Песталоцци
Межпредметные связи — это комплексная проблема современной дидактики. Дидактическое явление «межпредметная связь» имеет структуру, состоящую из трех элементов:
•   знания и умения из первой предметной области;
•   знания и умения из второй предметной области;
•   интеграция этих знаний и умений в процессе обучения.
Межпредметные связи функционируют в обучении как фактор комплексного воздействия на личность, на ее познавательные и нравственные стороны, как фак­тор ее всестороннего развития. В реальном процессе обучения межпредметные свя­зи способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их вза­имодействие. Их действие распространяется на все учебные предметы, и практи­чески изучение каждой учебной темы может включать те или иные виды связей с другими предметами. Межпредметные связи всемерно содействуют всем функци­ям обучения: формированию системы научных знаний, обобщенных познаватель­ных умений, широких познавательных интересов, мировоззренческих убеждений школьников.
Урок информатики может стать той благодатной почвой, на которой реализу­ется связь между различными школьными дисциплинами. Учитель информати­ки — одно из главных действующих лиц в обновлении педагогического процесса.
Использование информационных технологий на общеобразовательных предме­тах — актуальная задача. Общеобразовательный курс информатики целесообразно сочетать с такими дисциплинами, как экономика, биология, география, математи­ка, физика и др. Межпредметные связи требуют координации деятельности учите­лей разных предметов. Инициатива в проведении уроков, основанных на межпред­метных связях, должна исходить от учителя информатики, он должен выступать проводником информационной культуры в другие предметные области.
Электронные таблицы (ЭТ) являются той средой, на базе кото­рой можно провести серию интересных межпредметных уроков.
Урок 1. Нормы питания.
 Цели урока:
•   закрепить знания, умения и навыки решения задач с использованием ЭТ;
•   показать возможность применения ЭТ в биологии;
• раскрыть необходимость рационального режима питания, питания, сбалан­сированного по составу белков, жиров и углеводов.
Подготовительный этап
Домашнее задание к данному уроку: Составить меню на день (зав­трак, обед и ужин), используя выданный список продуктов, подготовить таблицу с данными о возрасте и весе каждого члена вашей семьи.
Список продуктов:
Гороховый суп, суп с фрикадельками, рассольник, солянка, борщ, щи, туше­ное мясо с картофелем, котлеты, яичница с колбасой, гуляш, шашлык, пельмени, голубцы, рыба, овощные блюда, блинчики с мясом, овсяная каша, манная каша, рисовая каша, гречневая каша, кофе с молоком, какао, печенье, шоколад, сметана, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, апельсины, сосиски, колбаса копченая, колбаса докторская, курица, язык, говядина, свинина, хлеб, молоко, кефир, бутерброд.
Образец таблицы:
Член семьи
Возраст
Вес
Мама
32
70
Папа
32
80
Брат
6
20
...


Раздаточный материал к уроку:
таблица «Содержание питательных веществ в различных продуктах и блюдах» (табл. 1), тексты задач и шаблон карточки, заготовка в ЭТ: «Menu».
Ход урока
Задачей урока является расчет суточного рациона питания с учетом норм.
Питание и здоровье
Известно, что в теле взрослого человека, массой около 70 кг, содержится при­мерно 40 кг воды, 15 кг белка, 7 кг жира, 3 кг минеральных солей, 0,7 кг углеводов.
Но организм — это не склад, где все заложенное хранится в неприкосновенном виде. В организме человека постоянно происходят процессы обмена, одни веще­ства сгорают, окисляются, выводятся, и взамен них должны поступать новые. Роль пищи в процессе непрерывного обновления человеческого тела может быть охарак­теризована следующими цифрами: подсчитано, что в среднем за 70 лет жизни человек выпивает 50 т воды, съедает 2,5 т белка, 2,3 т жира, свыше 10 т углеводов, почти 800 кг поваренной соли.
Белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины — вот те основные вещества, которые необходимы для жизни. Современные представления о каче­ственных и количественных потребностях человека в пищевых веществах получи­ли отражение в концепции сбалансированного питания. Согласно этой концепции, для осуществления нормальной жизнедеятельности организм человека нуждается не в конкретных продуктах питания, а в необходимом количестве энергии и опре­деленных комплексах питательных веществ, входящих в эти продукты.
Следует предложить учащимся представить домашнюю работу по составлению меню и рассмотреть табл. 1.
Таблица 1
 Содержание питательных веществ в различных продуктах и блюдах, г

Продукты
Белки
Жиры
Углеводы
Продукты
Белки
Жиры
Углеводы
Гороховый суп.
7
6
35
Печенье (100 г)
7
12
23
Суп с фрикадельками
16
23
0
Шоколад (100 г)
8
35
100
Рассольник
6
11
27   
Сметана (100 г)
3
5
25
Солянка
23
30
15
Сыр (100 г)
25
27
0
Борщ
10
12

35
Огурцы свежие (100 г)
0,8
-
1,8
Щи
5
11
14
Помидоры (100 г)
0,8
-
3,1
Тушеное мясо с картофелем
18
12
35
Яблоки (100 г)
0,4

9,3
Котлеты
7
12
45
Апельсины(100 г)
0,6
-
6,1
Яичница с колбасой
15
30
1
Сосиски
11
25
0
Гуляш
15
10
6
Колбаса копченая
15
23
0
Шашлык 
20
17
0
Колбаса докторская
14
23
0
Пельмени
20
12
40
Курица (100 г)
18
13
1
Голубцы
30
30
25
Язык (100 г)
13
10
0
Рыба
17
11
4
Говядина (100 г)
20
10
0
Овощные блюда
17
11
40
Свинина (100 г)
13
40
0
Блинчики с мясом
23
15
40
Хлеб (100 г)
7
1
45
Овсяная, манная каша
15
25
60
Стакан молока
3
6
10
Рисовая, гречневая каша
6
14
45
Стакан кефира
3
10
6
Кофе с молоком, какао
5
0
30
Бутерброд
5
7
15
Примечание. Массу порции каждого приведенного продукта считаем равной 100 г;
Подсчет количества белков, жиров и углеводов в суточном рационе.   
Задача 1.
Подсчитать количество белков, жиров, углеводов и энергетическую ценность суточного рациона по меню, составленному дома.
Решение.
На каждом рабочем месте ученика загружается шаблон:


А
В
С
D
Е
F
G
Н
I
1
Продукты
Масса
Белки в 100 г
Жиры в 100 г
Углеводы в 100 г
Белки
Жиры
Углеводы
Энерг. ценность
2









3









...
….









Решая задачу, учащиеся заполняют столбцы А и В (продукты и масса) с учетом составленного дома меню, данные по столбцам С, D, Е берут из табл. 1.


А
В
С
D
E
F
G
Н
I
1
Продукы
Масса
Белки в 100 г
Жиры в 100 г
Углеводы в 100 г
Белки
Жиры
Углеводы
Энерг.
ценность
2
Сосиски
200
11
25
0
22
[С2*В2/100]
50
[C2*B2/100]
0
[Е2*В2/100]

3
Хлеб
50
7
1
45
3,5
[СЗ*ВЗ/100]
0,5
[D3*ВЗ/100]
22
[EЗ*ВЗ/100]


~








9
Апельсин
160
0,6
0
в,1
0,9
[С9*В9/100]
0
[D9*В9/100]
9,15
[Е9*В9/100]

10









11
Итого




26,4

50,5
31,65


Примечания.
1.  В этой и последующих таблицах после числовых значений в квадратных скобках приводятся формулы.
2.  Номер 9 указан условно, в каждом конкретном случае это может быть дру­гой номер, зависящий от числа продуктов в суточном рационе.
Количество белков, жиров, углеводов учащиеся вычисляют в столбцах F, G, Н по соответствующим формулам.
Для подсчета суточного потребления белков, жиров, углеводов в строке «Итого» находят суммы значений по столбцам F, G, Н.
Специальные исследования показали, что при распаде 1 г белков или углево­дов освобождается около 17,2 кДж. Энергетическая ценность 1 г жиров составляет 39,1 кДж.
Таким образом можно подсчитать энергетическую ценность составленного меню: в столбце I подсчитаем энергетическую ценность каждого из продуктов, а на пере­сечении строки «Итого» со столбцом I — энергетическую ценность всего суточного рациона:

А
В
С
D
Е
F
G
Н
I
1
Продукты
Масса
Белки в 100 г
Жиры в 100 г
Углеводы
в 100 г
Белки
Жиры
Углеводы
Энерг. ценность
2
Сосиски
200
11
25
0
22
[С2*В2/100]
50
[D2*В2/100]
0
(E2*В2/100]
2333
(17,2*(F2+Н2) +39,1*G2]
3
Хлеб
50
7
1
45
3,5
(СЗ*В3/100]
0,5
[D3*ВЗ/100]
22.5
[EЗ*ВЗ/100]
467[17,2* (F3+Н3)+ 39.1*G3]










9
Апельсин
150
0,6
0
6,1
0,9
(C9*B9/100]
0
(D9*B9/100]
9,15
[Е9*В9/100]
173
[17,2*(F9+H9) + 39,1*G9]
10









11
Итого




26,4
[sum(F2:F9)]
50,5
[sum(G2:G9)]
31,65
[sum(H2:H9)]
297
[sum(I2:I9)]

Результаты вычислений (всего белков, жиров, углеводов, энергетическая цен­ность) сохраняют на диске и записывают в тетрадь.
Определение норм питания, подсчет суточной потребности в белках, 'жирах и углеводах
Важнейшим компонентом питания являются белки. Несмотря на то, что белки составляют 1/4 часть человеческого тела и около 2/3 его плотного остатка, орга­низм обладает лишь незначительными белковыми резервами. Единственным ис­точником образования белков в организме являются аминокислоты белков пищи. Вот почему белки незаменимы в питании человека.
Потребность растущего организма в белке зависит от возраста. На первом году жизни ребенок должен получать не менее 3 — 4 г белка на 1 кг веса. В возрасте от 3 до 15 лет — не менее 2,5 г белка на 1 кг веса. А взрослый человек нуждается в получении с пищей в среднем 1 — 1,2 г белка на 1 кг веса (если его работа не связана с тяжелым физическим трудом).
Установлено, что в суточном рационе в среднем белки должны составлять 14%, жиры — 18%, остальное — углеводы (68%).
Задача 2.
Подсчитать суточную потребность вашего организма в белках, жирах, углево­дах и энергии (каждый учащийся просчитывает эти данные с учетом своего веса).
Решение.
При заполнении таблицы в ячейках столбцов F, G, Н и I вводятся соответству­ющие формулы. Результаты сохраняются на диске и записываются в тетрадь.

А
В
С
D
Е
F
G
Н
I
1
Продукты
Масса
Белки в 100 г
Жиры в 100 г
Углеводы
в 100 г
Белки
Жиры
Углеводы
Энерг. ценность
2
Сосиски
200
11
25
0
22
[С2*В2/100]
50
[D2*В2/100]
0
(E2*В2/100]
2333
(17,2*(F2+Н2) +39,1*G2]
3
Хлеб
50
7
1
45
3,5
(СЗ*В3/100]
0,5
[D3*ВЗ/100]
22.5
[EЗ*ВЗ/100]
467[17,2* (F3+Н3)+ 39.1*G3]
._
_








9
Апельсин
150
0,6
0
6,1
0,9
(C9*B9/100]
0
(D9*B9/100]
9,15
[Е9*В9/100]
173
[17,2*(F9+H9) + 39,1*G9]
10









11
Итого




26,4
[sum(F2:F9)]
50,5
[sum(G2:G9)]
31,65
[sum(H2:H9)]
297
[sum(I2:I9)]
13
Потребности

Фамилия
Вес



Белки
Жиры
Углеводы
Энергия

Антонов
40



100
[2,5*A15]
129
[F15*18/14]
486
[F15*68/14]
15101[17,2*(F15+H15)+39,1*G15

Учащимся предлагается сравнить потребности организма со своим рационом, т. е. проанализировать данные строк 11 и 15 и сделать вывод. Каждый учащийся выясняет для себя, что при выбранном рационе питания он или недополучает пи­тательные вещества или получает их в избытке.
Человек должен получать столько энергии, сколько затрачивает ее в течение дня, т. е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие. Если чело­век получает недостаточно энергии по сравнению с затратами, он худеет. В тех случаях, когда приток энергии с пищей превышает энергозатраты организма, не­избежно отложение жира. Как же избежать ожирения? Как определить энергети­ческие потребности любого из нас и как построить рацион питания, соответствую­щий потребностям?
Потребность человека в энергии зависит прежде всего от индивидуальных осо­бенностей организма (пола, возраста, роста, веса, уровня обменных процессов), от физической нагрузки, от занятий спортом, игр и т. п. Наконец, должны быть приняты во внимание климатические условия. Все эти факторы влияют на коли­чество энергии, расходуемой организмом.
Считают, что уровень основного обмена у здорового человека среднего возраста соответствует расходу 4,2 кДж в час на каждый килограмм веса тела. У детей при расчете на килограмм веса тела уровень основного обмена гораздо выше.
Учащимся предлагается изменить свой суточный рацион так, чтобы он при­мерно соответствовал их потребностям.
Более точные расчеты нормальных величин основного обмена проводят физио­логи по специальным таблицам.
Дополнительное задание: просчитать потребности в белках, жирах, углеводах и энергии для каждого члена вашей семьи, сравнить с суточным рационом.
Далее учащимся предлагается работа с таблицами учебника. Задание.
Используя таблицы «Энергетические затраты людей разных профессий» и «При­мерные нормы суточной потребности в питательных веществах, установите:
1) сколько белков, жиров и углеводов расходуют люди разных профессий в сутки;
2)  люди каких профессий расходуют меньше (больше) всего энергии;
3) от чего зависит интенсивность обмена веществ;
4)  в какой зависимости от степени тяжести работы находится обмен веществ;
5)  в чем состоят особенности питания растущего организма.
Подведение итогов урока
Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Номер страницы