среда, 17 апреля 2019 г.

Народные праздники белорусов


Пасха

Пасха - самый важный праздник у православных. Пасха празднуется в день распятия Иисуса Христа на кресте. Пасха отмечается в первую неделю после весеннего равноденствия и полнолунья. Поэтому дата празднования Пасхи каждый год не совпадает. Важное место среди пасхальных обрядов принадлежит обрядовой еде: выпечки и покрашенным яйцам.

Считалось, если пасхальный хлеб («пасха») испечется пышным, то семье будет сопутствовать удача, а когда получится недопеченным или потрескается корочка, то семья должна ждать плохих новостей.
Особое место в пасхальной обрядности принадлежит окрашенному яйцу. На Пасху яйца светили в церкви и затем на протяжении трех дней они сопровождали каждый шаг крестьянина. С его начиналась праздничная трапеза, яйца давали гостям. Дети и молодежь играли в битки. Яйцо -символ жизни. Яйца на Пасху окрашивали в красный цвет. Красный цвет - цвет пролитой крови Иисуса Христа. Особенностью белорусского праздника было «волочобництво», которое было похоже на зимний обход колядовщиков.

Рождество

По старому стилю празднование Рождества начиналось 25 декабря и протягивалось до 6 января, при этом охватывало Новый год. Теперь же Рождество отмечают с 6 по 19 января.
К празднику готовилась вся семья. Проводилась уборка в доме, ходили в баню, одевали праздничную одежду. Готовили ужин, который состоял из нескольких блюд. Ставили на стол блюдо из рыбы, квас с грибами, блины, овсяный кисель и обязательно кутью - кашу из ячменя. Главное праздничное блюдо давало название всему ужину. Приготовленную кутью ставили до заката солнца, под горшок клали сено, а сверху накрывали хлебом. Угощать ею во время и после приготовления нельзя было.
6 января ужин начинался с появлением на небе первой звезды.
Праздничный стол сначала устилали сеном, потом накрывали специальной скатертью (причем сено приносил хозяин или его сыновья - это должно было уберечь коров от волков, благоприятствовало возвращению домой и на долгое время делало скот молочным). Хозяин запаливал свечку, ставил ее под иконами, садился за стол. Рядом с ним садились сыновья по старшинству, С другой стороны садилась хозяйка с дочерьми. На ужин к матери приходили молодые женщины первого года замужества.
Когда все рассаживались, хозяин черпал первую ложку кутьи, стучал ею в стену или окно и приглашал мороз и просил, чтобы он не морозил ячмень, пшеницу, горох, просо, гречку. Хозяйка также приглашала в гости мороз и просила, чтобы он не морозил рассаду, морковь, огурцы, свеклу.
Под конец первого праздничного вечера остатки кутьи подбрасывали курам, чтобы хорошо неслись, а сено, которым стелили стол, клали скоту, чтобы тот был здоровым и молочным.
Рождество - это праздник молодежи, которая пробовала узнать свою судьбу.
На другой день Рождества - 7 января - начинали ходить  колядовщики» - небольшие группы молодежи, переодетой в козу, жорова, кобылу и цыганов. Наиболее распространенным среди белорусов является обряд «вождение козы». Парни брали кожух, выворачивали полностью наверх, надевали одним рукавом на конец дуги и завязывали - получалась голова и шея. К другому концу дуги привязывали соломенный хвост. Выбирали невысокого роста, способного танцевать парня-весельчака, он залазил под кожух и на протяжении вечера исполнял роль «козы». Сопровождал «козу» другой молодой парень, переодетый в «деда». Ему делали горб, льняную бороду, надевали порванную одежду, маску, в одну руку давали кий, в другую - табакерку. В компании «калядовщиков» были мехоноша, музыкант, «цыгане», «парень-молодица».
Хорошо подготовившись, вся эта компания ходила от дома к дому, приветствовала хозяев добрым словом, поздравляла с праздником, желала счастья в новом году.
Почему именно коза становится главным персонажем рождественских гуляний? Дело в том, что это животное считается символом плодовитости. Богатый приплод обеспечивает более и менее надежное существование семьи. Хозяин благодарил колядовщиков салом, колбасой, пирогом или деньгами, после этого они прощались и шли к другому дому.
После того, как молодежь обошла деревню, они собирались в корчме или том доме, в котором обычно всегда проходили вечерки, водили хороводы, проводили различные игры.
Вечером перед старым Новым годом готовили вторую кутью. Вторую кутью называли «богатой», «толстой», «мясной», «щедрой». Хозяйка старалась приготовить как можно больше блюд, т. к. верила, что тогда вся семья на протяжении года будет жить щедро. В этот вечер начиналось «щедрование». По селу ходили молодые девушки вместе с красивой подружкой, которая была одета в праздничную одежду, на голове у нее был бумажный венок с цветными лентами.
На следующий день сельские парни исполняли еще один обязательный обряд - обряд «засевания». Они собирались вместе, вешали через плечо сумки с рожью, овсом, ячменем и ходили по домам, поздравляли с Новым годом, рассыпали на пол по горстке зернят, пели колядки - заклинания.
Заканчивалось рождество третьей кутьей. Как и первая она была «скупой» или «постной». Все три кутьи варились в одном и том же горшке. Перед последним праздничном ужином хозяин брал кашу, крест, хлеб, делал кропила из ржаных колосков и освещенные водой окроплял все хозяйственные строения. На воротах, дверях, стенах и окнах мелом рисовали кресты. Они должны были охранять семью от глаз ведьм, отгонять от скота нечистую силу. Ужин на этот раз был не долгим. Ели быстро, т. к. надеялись летом быстро убрать урожай. Одновременно наблюдали за погодой. Если была метель, то должно быть много грибов. Морозный вечер говорил о том, что во время уборки урожая будет жаркая погода. Теплый день обещал богатый урожай.

Крещение

Крещение празднуют православные 19 января. Это последний праздник рождественского цикла. В этот день Иисус Христос был крещен в реке Иордан. В те далекие библейские времена крестили только взрослых людей, которые осознали веру в Бога. Во всех храмах проводится богослужение, которое продолжается до второй половины дня. После этого верующие, служители церкви идут к ближайшему водоему. На реке мужчины утром должны из льда вырезать крест. Затем - молитвы и церковные песнопения. А потом батюшка опускает церковный крест в прорубь, чтобы вода была освещена. Верующие набирают святую воду. Такая вода считается лечебной и хранится целый год.

Сретение (Громницы,- Встречение)

15 февраля православные отмечают Громницы. Это праздник языческого происхождения, посвящен Богу Громнику, которому приписывается образование весеннего грома и дождя. После этого дня должна упасть власть зимы. В народе говорят: «Громницы - ползимицы», «Как пришли Громницы - сбросай рукавицы».
Второе название - Встречение - народ объясняет как встречу зимы с весной. С давних времен белорусы готовили свечки из воска. Свечку сохраняли в доме. Эти свечи служили амулетами. С такой свечкой засевали поле, выгоняли первый раз скот в поле. Свечи никогда не одалживали.

Масленица

Во всех славянских народов, пожалуй, самым веселым и продолжительным является Масленица. Есть мнение, что Масленица заканчивала зиму, другие считают, что она праздновалась в честь весны, которой с нетерпением ждет все живое на земле. Срок проведения Масленицы зависит от празднования Пасхи. Масленичная неделя всегда заканчивается накануне семинедельного перед пасхального поста, в период которого христианская церковь всегда запрещала гулянья.
Откуда же такое название? Как раз в этот период в деревнях идет поголовный отел и окот. Понятно, что в связи с этим на праздничном столе главное место занимают молочные продукты: сыр, масло, заквашенные блины, которые употребляются с маслом. В народе говорили так: «Масло на столе - Масленица на дворе»
Этнографы считают, что Масленица праздновалась в честь бога Велеса, который охраняет домашний скот. Велес на протяжении года оберегал стадо, придавал ему силу, заботился о увеличении поголовья. Поэтому праздник Сырной седмицы был благодарностью богу, С принятием христианства, одним из центральных моментов праздника стал четверг на масленичной неделе, в который чествовался святой Уласий как продолжатель языческого Велеса. В этот день проводились «загавины на скоромное», поэтому женщины с самого утра работали у печи, готовили богатую еду из свинины и говядины, пекли ржаные, овсяные или яичные блины. Первый блин обычно клали на кровельное окно для предков. Считалось, что в этот день на землю возвращаются души умерших сородичей. Они подкрепляются от первого, ритуального блина, поэтому, кто нарушит эту традицию, то предки им не простят и навлекут беду. Отсюда мы и слышим: «Первый блин комом». Хозяин разрезал блины крест - накрест, а каждый член семьи брал особую четверть. Скручивал трубочкой и макал в творог с разогретым коровьем маслом.
Именно в этот день необходимо было объезжать молодого коня. Ради этого хозяин делал новые сани. В сани садились парни и ездили до тех пор конь, пока конь не станет слушаться хозяина. После этого хозяин смотрел на поведение коня. Если он легко бежал домой, хозяин оставался довольным, а если конь чуть плелся, то его обычно дальше не растили.
Особое место в праздновании Масленицы занимали обряды, связанные с продолжением человеческого рода и направленные на весеннее пробуждение природы. Накануне делали ледяные горки, которые символизировали тяжелое положение (цяжарны стан) матери-природы. Во время праздника с этих горок катались молодые, которые вступили в брак в последний Мясоед - время между Водохрищем и Масленицей. Каждый старался как можно дальше заехать, чтобы летом рос лен-долгунец.
Заканчивалась масленица в воскресение. В этот день праздновали проводы Масленицы. Вывозили на поле соломенное чучело и сжигали его, придавая природе тепло. Пепел рассыпали и затаптывали в снег, чтобы клин дал урожай.
Вечером был ужин - «запуски» на молоко. На стол ставили только молочную еду, среди которой главное место занимали сыр, масло и творог с молоком. Вечер имел ритуальный характер. Люди прощались с веселым праздником и настраивали себя на новый продолжительный пост.

Старый Новый год

В новогоднюю ночь каждая белорусская деревня превращается в большую театральную сцену гадания и магии. Самыми активными участниками вечернего ритуала гадания были девушки, которые мечтали о замужестве, о счастливой женской доле. Для того чтобы узнать, выйдут они замуж или нет, девушки бежали под окна соседнего дома, сыпали зерно овса и прислушивались к праздничной беседе. Если они слышали: «Не спешите, посидите, вечер долгий» или «Еще рано, успеете домой», - то это говорило о том, что девичество продолжается. А, если же гости говорили: «Час собираться», «Хватит сидеть, пора идти», - это свидетельствовало о скором замужестве.
Гадали также на стеблях сухого льна. Брали два стебелька, поджигали и подбрасывали вверх. Если они перепутаются между собой - то скоро свадьба, а если нет, то сидеть в «девках» еще год.
Гадали еще и так. Девушки шли в хлев и ловили в темноте овечек. Свадьба будет у той, которая поймала барана. Рассыпали зерно. Садились в круг. В центр пускали петуха. Первой выйдет та замуж, к которой подойдет петух.
Но хотелось узнать не только о замужестве, но и про суженного: откуда он, как его зовут, про его положение. Надо было сказать: «Суженный мой, приснись». В полночь выходили на двор и слушали, откуда залает собака или кричали и ждали, откуда возвратится эхо, оттуда и будет жених. Также бросали перед собой обувь и присматривались, куда он будет направлен нос, туда и замуж пойдут. Откуда ждать милого, мог подсказать и дым, который шел наутро из трубы.
Можно было узнать и об имени будущего мужа. Для этого необходимо было тайком взять первый спеченный блин для щедрой кутьи, выбежать на улицу и спросить у первого встречного мужчины, как его зовут. Верили, что такое же имя будет и у суженного.
Другие гадания помогали узнать о характере жениха. Необходимо было бросить камень в колодец. Если он падал тихо, то муж будет сдержанным, тихим, а если упадет с шумом, то муж попадется злой, возможно, пьяница.
Очень часто этот цикл новогоднего гадания заканчивался гаданием про то, чье замужество будет более счастливым. Для этого брали свечи, хорошо замачивали в воде и подпаливали. Счастливой будет жизнь той, у которой свеча будет ярче гореть.
Парни также гадали. Они несли на перекресток черного кота и пускали его из рук: куда кот побежит, оттуда и надо брать невесту.

Вербное воскресение

Вербное воскресение - последнее воскресение перед Пасхой. Основным обрядом праздничного дня стало посещение церкви с целью осветить ветки вербы, которым приписывали различные оздоровительные свойства. Смысл - дерево, которое первым отзывается на весеннее тепло и должно передать свою силу, здоровье, красоту человеку и домашним животным. Поэтому освещенные в церкви веточки вербы несли домой и легонечко ими били всех домочадцев. Часть освещенных веточек клали около иконы. С остальными веточками вербы хозяин обходил все свои владения. Ветки хранились в доме весь год.

Радоница (Радуница)

Радоница - день памяти предков, Отмечается Радоница во вторник после пасхальной недели. Живые поминают умерших на девятый день после дня воскрешения Христа. Утром в этот день хозяйка готовила ритуальную еду. Только потом начинали собираться на кладбище. Все одевались в праздничную одежду, брали с собой льняную скатерть, еду, водку, обязательно брали пасхальные яйца, свенчоную соль. Перед тем как идти на кладбище, шли в церковь, освящали еду. На кладбище необходимо убрать могилки. Скатерть расстилали на убранную могилку, на нее ставили еду, зажигали свечку. Умершему необходимо положить также еду. Затем хозяйка брала пасхальное яйцо и качала по могиле крест-накрест. Затем по кругу пускали рюмку с водкой, несколько капель необходимо было прыснуть на могилку, а остальное выпить.

Юрье

Юрье празднуется 6 мая. Это давний праздник первого выгона скота. Юрий - опекун животных и земледелия. Юрий заменил языческого бога Ярило. Этот праздник более чем, какой претендует на начало весны. Именно на Юрье начинают куковать кукушки.
Хозяйки рано утром выгоняли скот. При этом в воротах обязательно клали пасхальное яйцо, пояс, хлеб и свенчоную соль. Яйцо - символ жизни, поэтому оно должно обеспечить будущий приплод, оберегать скот от болезней, для этого хозяйка три раза обходила вокруг коровы, обводила яйцом по ее шкуре. Пояс оберегал животное от различных повреждений. Соль - средство от судорог. Когда хозяйка выгоняла корову, то легонечко била ее освещенной веточкой вербы. Юрье - праздник пастухов. Обычно пастухов одаривали хлебом, кусочком сала, яйцами. Когда они уже стадо выгнали на поле, то разводили костер, готовили угощение, обязательно пекли яичницу, с которой потом обходили три раза все стадо.

Троица (Сёмуха)

Это древний языческий праздник. Отмечается на 50-тый день после Пасхи,    т. е. на седьмой недели, отсюда и название Сёмуха. Час празднования Троицы (конец весны - начало лета) совладал с периодом активного роста растительности, поэтому одним из наиболее распространенных является обряд украшения дома и всех хозяйственных построек цветами и другой зеленью, которую называют «маем». В ворота, в трещины бревен дома втыкали веточки липы, клена, граба или березы. По состоянию этих веточек определяли, каким будет лето и будущий урожай. Если они быстро засохнут, то надо ждать жаркое лето и небогатый урожай, а, если веточки на протяжении недели сохранят свою красоту, то будет богатая осень.
Девушки собирались и шли в лес завивать березки. Они выбирали две рядом стоящие березки, раскачивали их, чтобы можно было ухватиться за верхушку дерева, которые потом сплетали между собой. Из двух согнутых березок образовывалась ритуальная арка, через которую надо было по парам, взявшись за руки, три раза пройти туда и назад. Этот обряд получил название «кумление». Смысл обряда в том, что девушек принимали в среду женщин - продолжательниц рода. Береза - дерево, которое отдает свою энергию человеку и лечит его.
Важное место в Троицком обряде занимает гадание на венках из цветов или березовых веточках.
Через неделю девушки шли опять в лес и расплетали березки, т. к. считалось, что можно обидеть дерево. Теперь уже «раскумливались».
Почему Троица? На 50-тый день после того, как воскрес Иисус, апостолы собрались вместе, как им было сказано Сыном Божьим. В священном действии принимали участие все три ипостаси божественной троицы: Бог - Отец, Бог - Сын и Бог - Святой Дух. Отсюда и название.

Спас

В народном календаре есть три праздника, которые отмечаются в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы Марии, Преображения Господня и перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдесы в Царьград соответственно 14,19 и 29 августа. Все они получили название Спаса.
Первый Спас -14 августа - Медовый Спас. Считиется, что с этого времени пчелы перестают накапливать мед и поэтому необходимо подрезать соты, чтобы и дальше продолжать сбор меда. Утром шли в церковь освещать мед, воду, разные лекарства и мак. Основной ритуальной выпечкой этого дня были блюда с маком (вареники, пироги). Мак должен был обеспечивать здоровье, сохранять от нечистой силы.
Второй Спас -19 августа - Яблочный Спас. В этот день церковь освещала фрукты, которые до этого времени строго запрещалось употреблять в пищу, особенно женщинам, у которых умерли дети.
Третий Спас - 29 августа - праздник окончания жатвы. В народе говорили: «Третий Спас хлеба принес», «Пришел Спас - ушло лето от нас».

Жатва

Готовились к жатве заранее. Хозяин не раз проходил вдоль золотистой стены и смотрел, не слегла ли рожь, хорошо ли поспел колос. Хозяйка также смотрела, чтобы не было «заломов» или обжатых загонов.
Если все было хорошо, то готовились к зажинкам: вымывали дом, белую скатерть клали на стол. На завтра утром самая молодая невестка девалась в чистую одежду, брала с собой золовок и шли они на поле. Невестка пожинала небольшой сноп ржи, красиво обвивала его специальным ритуальным рушником и как можно выше подбрасывала его в гору. Затем молодые отправлялись домой. Невестка подавала сноп свекрови, которая одаривала невестку деньгами и полотном. После этого через два дня собирались на зажинки.
Заканчивается жатва дожинками. Дожинки делали после третьего Спаса. После уборки урожая делали праздничный стол.
Гадали и дома. В небольшую миску набирали воду, лили в ее расплавленный воск, уголь или белок яйца. Внимательно смотрели в образованную фигуру и гадали о доле. Если образуется что-то похожее на венок - выйдешь замуж в следующем году, на кольцо - скоро свадьба, если колыбель, то останешься одна с ребенком.
В доме собирались девушки. Одной из них завязывали глаза. Раскладывали предметы на лавке или столе в произвольном порядке. Девушке необходимо было показать на какой-либо - предмет и определить свою судьбу в новом году. Перстень говорил о том, что посчастливиться быть замужем за добрым парнем, хлеб - за богатым, щетка - за вдовцом, чепец - быстрое замужество, цветок - не выйдет замуж в этом году, бусы - состарится в «девках», гребень - вечное одиночество, уголь - горе, несчастье, веник - попадется старый муж.
Под кровать ставили полное ведро с водой, клали на него прутик или полотенце. Надеялись, что приснится милый.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Номер страницы