пятница, 26 октября 2018 г.

Ученые и открытия


Прошлое  - настоящему
(Сценарий вечера по истории развития информатики)
Ведущие (поочередно):
-  Уважаемые господа! Мы собрались на съезд великих ученых по поводу дня рождения компьютера. Все мы знаем, что важнейшие откры­тия, которое привели к формированию понятий информатики и созданию вычислительной техники, имеют истоки в древности.
- Что было до нас? Когда появились счет, счетные машины, ЭВМ? Кто работал над этими проблемами? Кто сделал эти открытия?

- Мы так часто задумываемся над этими вопросами. Ведь информатика и вычислительные средства прошли очень долгий путь развития — от счета на пальцах, счета с помощью камешков и палочек до современных ком­пьютеров, а за этим стоит столько гениальных людей и интересных судеб.
-       Еще великий физик, математик и государственный деятель Исаак Ньютон утверждал, что видел далеко только потому, что стоял на плечах титанов.
-       Академик Д. G. Лихачев писал: «Каждый ученый должен обладать благодарностью к предшественникам, уважением к современникам и от­ветственностью перед будущими учеными. Тогда дело его будет много­летним на Земле».
-       Сейчас нам предоставляется уникальная возможность встретиться с великими учеными древности, с людьми, которые приближали как могли сегодняшний день вычислительной техники, не думая о славе, не ища лавров.
-       Предоставляем им слово!
(За большим столом сидят «великие ученые», перед которыми находятся таблички с их фамилиями и датами открытий.)


  1. Леонардо да Винчи. (1452 – 1519):

- С праздником вас, уважаемые отроки! Некоторые из вас, видимо удивлены тем, что именно я пришел на ваш праздник. Но дело в том, что я был в свое время не только художником, скульптором, но и математиком, инженером. Я разработал тринадцатиразрядное суммирующее устройство с десятизубчатыми колесами. Эскиз его и сейчас хранится в Мадриде.  А американская фирма по производству компьютеров IBM в целях рекламы недавно построила роботоподобную машину по моим чертежам. Из глубины XVI века шлю я вам свои по­здравления по поводу юбилея вашего компьютера.
 
2.      Блез Паскаль (1623-1662):

- Когда мне было 18 лет, я создал первую мо­дель вычислительной машины. Через 7 лет получил королевскую привилегию на изготовление и продажу своей машины. До ваших дней сохранилось 8 моих машин. Назывались они «Паскалина», или «Паскалево колесо». Совсем недавно, в 1970 г., швейцар­ский ученый Никлаус Вирт создал язык программи­рования и назвал его в честь меня Паскалем. Жаль только, что жил я на Земле всего 39 лет! О такой машине, как ваша, я даже мечтать не мог!
 
3.      Евна Якобсон (XVIII век):
   - Я ваш земляк. Во второй половине XVIII в. в городе Несвиже (в 1770 г.) мною была создана суммирующая машина, способная работать с пяти­значными числами. Эта машина в настоящее время находится в коллекции научных инструментов Му­зея им. М.В.Ломоносова (Санкт-Петербург). Ин­тересной особенностью моей машины было особое устройство, которое позволяло автоматически под­считывать число произведенных вычитаний, иначе говоря, — определять частное. Наличие этого устройства, остроумно решенная проблема ввода чисел, возможность фиксации промежуточных результатов —  все это позволяет считать меня, «часового мастера из Несвижа», выдающимся конструктором счетной техники

4.      Готфрид Вильгельм Лей6ниц (1646-1716):

- В 1670 г. я дал первое описание своего ариф­метического инструмента — первой счетной машины, которая механически производила сложение, вычи­тание, умножение и деление. Окончательный ее ва­риант завершил в 1710 году. Хотел подарить Петру I, но машина сломалась. Оригинал машины и ныне стоит в ганноверской библиотеке.

 5.       Чарльз Бе66идж (1792-1871):

-      Я англичанин. В 1823 г. разработал проект вычислительной машины с программным управлени­ем — это был прообраз вашей современной програм­мно-управляемой автоматической машины. Своим открытием я опередил события лет на 100. Техника моего времени не позволяла ее сделать. Через 100 лет мой замысел осуществили, но уже без меня. Мною были сделаны и работающие машины с программным управлением. На свои машины я потратил 60 тыс. фунтов стерлингов собственных денег и 17 тыс. фунтов из правительственных субсидий, но у меня постоянно возникали все новые идеи, поэтому ни одного варианта машин я не довел до серийного выпуска. В работе мне очень помогала Ада Августа Лавлейс, за что я ей безмерно благодарен.

6.      Ада Лавлейс (1815-1852):

 - Программы для машин Беббиджа разрабаты­вала я, Ада Лавлейс, — единственная дочь англий­ского поэта Джорджа Байрона. Чарльз Беббидж был моим большим другом, несмотря на то, что был старше меня на 23 года. Много статей я написала о програм­мировании и в историю вошла как первая программи­стка, хотя прожила всего 37 лет.

7.      Панфнутий Львович Че6ышев (1821-1894):

 - Я русский математик и механик, автор мно­гих работ по теории механизмов. В 1878 г. создал суммирующий аппарат, а в 1881 году — приставку к нему для умножения и деления. Восхищен дости­жениями ваших современников в области компью­терных технологий.

8.      Герман Холлерит (1860 – 1927):
- А я, дети мои, построил такую счетно-анали­тическую машину, в которой
впервые для расчетов было использовано электричество. Для обработки статистических данных я изобрел перфокарту, фор­мат которой считается наиболее удобным и дошел до ваших дней. В 1888 г. в США я создал особое уст­ройство — табулятор, в котором информация, нане­сённая на перфокарты, расшифровывалась электри­ческим током. Со временем мое предприятие выросло в известную меж­дународную фирму IBM, о которой вы, конечно, много слышали.

9.      Джон Янош Нейман (1903 – 1957):

- Я американский математик, уроженец Буда­пешта, немало сделал для развития вычислительной техники: сформулировал основы теории игр, ныне широко применяемых в теории и практике машинно­го моделирования сложных ситуаций. Многие из вас любят играть?! Под моим руководством был спроек­тирован в 1940 г. компьютер «MANIAC».

10.  Джон Эккерт (1919 – 1995):

- Я и мой друг и коллега Джон Моучли сконст­руировали первый в мире действующий цифровой компьютер ЭНИАК. 14 февраля 1946 г., в день Свя­того Валентина, наш 30-тонный гигант, имеющий 18 тыс. электронных ламп и 6 тыс. переключателей, был запущен. ЭНИАК был неуклюжим по сравне­нию с более поздними компьютерами. Однако мир приветствовал начало компьютерной эры. Нам уда­лось вписать в историю компьютерной техники мону­ментальную страницу.

11.  Сергей Алексеевич Лебедев (1902 – 1974):

- Вы знаете, что в 1949 г. в Киеве под моим руко­водством была создана первая советская электрон­ная машина — МЭСМ. Она была первой в Европе ЭВМ. Быстродействие ее достигало 50 операций в секунду. С сентября 1951 г. начался серийный выпуск моих электронно-вычислительных машин. Учите и любите науку ин­форматику, делайте открытия, конструируйте новые машины! За вами будущее!


 12.  Андрей Петрович Ершов (1931 – 1988):
 - Я академик АН СССР, математик, автор 200 книг и статей по программированию, языкам программирования, информатике. Был руководите­лем работ и автором одной из первых
программи­рующих программ для отечественных ЭВМ. — БЭСМ и Стрела. В 70-х гг. я разработал типовую, общую для многих языков схему трансляции, пригодную для создания фрагментов оптимизированных транслято­ров. В 80-х гг. много времени и сил отдал проблеме подготовки програм­мистов. Дело в том, что средства вычислительной техники и системы программирования меняются быстрее, чем поколение людей. Огромное внимание уделял новым методам обучения и отбору тех нужных специали­стам фундаментальных основ информатики, которые долго не устаревают. Решающую роль в этом деле я отводил компьютеризации обучения, что очень актуально и в настоящее время. Удачи вам!
13.  Георгий Павлович Лопато (23 августа 1924):
    - Уважаемые соотечественники! Безмерно рад поздравить вас с юбилеем компьютера. С моим именем связано становление и развитие вычисли­тельной техники в Беларуси. Я создатель минской школы конструирования компьютеров. В I960 г. на Минском заводе счетных машин имени С. Орджо­никидзе под моим руководством была разработана электронно-вычислительная машина Минск-1. По­строена она была на электронных лампах с двухад­ресной системой команд, обладала быстродействием около 3 тыс. опера­ций в секунду. Оперативная память машины была впервые реализована на ферритовых сердечниках. Затем нашим заводом выпускались не­сколько модификаций этой машины, такие как Минск-11, Минск-12, Минск-14, Минск-16, Минск-100. Минск-22 и Минск-23 — это машины второго поколения, построенные на полупроводниковой элементарной базе. Они также были созданы на нашем заводе. Главным конструктором этих машин был В. В. Пржиялковский.           .

Ведущий:
Сегодня вспомнилась машина нам да Винчи,
Которую он так давно создал.
Приятно было слушать Беббиджа здесь нынче,
Он Аду и сегодня любит, нам сказал.
Нам всем знаком талантливый Паскаль —
Счетных машин создатель.
Мы помним Чебышева: русский математик,
Он арифмометров творец, механик и ваятель.
Велик и ныне Лебедев — титан,
Лавлейс Августа — чудесная «русалка»!
Талант могучий вам был дан,
Дана была вам гениальная смекалка.
Творцы великих мыслей и идей,
Какие род людской вынашивал столетья!
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживете вы тысячелетья
Безмерна роль ваша в открытии законов,
Создании машин, воздушных кораблей.
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без ньютонов,
Каких дала история до наших дней.

Ведущие (поочередно):
-      Появление ЭВМ повлекло за собой ряд технических усовершен­ствований и создание языков программирования.
-       Инженер из Великобритании Даммер выдвинул идею создания интегральных схем.
-       Советские ученые А. А. Ляпунов и М. Р. Шура-Бура предложили операторный метод программирования, которым пользуются все про­граммисты мира.
-       До настоящего времени уже создано около 2 ООО языков програм­мирования: Фортран, Алгол, Лисп, ПЛ-1, Кобол, Лого, Бейсик, Форт, Паскаль, Ада, Си, Рапира, Рефал, АПЛ, Пролог, Ява, Перл и др. И еще больше, чем языков программирования, было создано за последние 60 лет электронно-вычислительных машин.
 - В 1982 году американская фирма IBM первой приступила к вы­пуску персональных ЭВМ, а потом появились: IBM США; Правей, — Болгария; Мазовия — Польша; Ямаха Япония; ДВК, Искра, Агат, Немига, ЕС-1841, Корвет, Минск — Советский Союз; Pentium, Duron, Athlon, Sempron — США.


Источники и используемая  литература:
1.      Кузьмич,Г.В., Кузьмич,В.В., Комарова,М.В. Игры, кроссворды, задания по информатике – Минск: Аверсэв, 2008.
2.      Минскин, Е.М.От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Номер страницы