вторник, 18 февраля 2020 г.

Не надо истерить!

Чужая истерика тягостна — для глаз и ушей. Действует на нервы.
Мы привычно списываем ее на брак в воспитании: избалованность, капризность. А в Средние века такого человека объявляли одержимым бесами и отправляли на костер. Хотя ему нужно вовсе не порицание и не наказание — просто лечение. Причем индивидуально подобранное. Это раньше в ходу был диагноз истерия, нынче его поставят разве что в Китае: в большинстве стран говорят о целом спектре истерических расстройств.

Их много, они разные и с каждым надо обязательно разбираться, уверен профессор кафедры клинической и консультативной психологии Института психологии БГПУ имени М. Танка, доктор медицинских наук Сергей ИГУМНОВ.
Через тернии к правде
Медицине пришлось долго поплу­тать, прежде чем встать на рациональ­ные позиции в этом вопросе. Ведь вра­чи древности были убеждены: истерики закатывают исключительно женщины, потому что матка может «блуждать» по организму и оказываться даже в мозге! Отсюда старинный синоним истерии — «бешенство матки». Лечение предлага­лось странное — ингаляции пахучими составами. И все же это было гораздо лучше, нежели «рецепт» Средневеко­вья, когда супер эмоциональных жен­щин, страдающих припадками да судо­рогами, записывали в ведьмы. В сво­его рода руководстве по их выявле­нию, «Молоте ведьм», даже описывался характерный признак колдуньи — обра­зование на теле участков, не чувстви­тельных к боли. Сейчас, по словам Сер­гея Игумнова, это считается одним из симптомов расстройства истерического спектра. Впрочем, до сих пор никто не объяснил взаимосвязь.
— На восточнославянском простран­стве таких больных, впадающих в при­падки, особенно в церкви, называли кликушами. В народе верили, что они выкрикивают имя того, кто наслал на них порчу. Эти люди в допетровские времена тоже подвергались суду по обвинению в колдовстве, но Петр I уви­дел тут притворное беснование и пове­лел использовать для лечения тради­ционные для того времени средства — дубинку, кнут.
В XVIII веке наука уже склонялась к тому, что истерия может проявлять­ся независимо от пола и возраста. И что это далеко не всегда связано с физио­логией — с эмоциональной сферой тоже.
В Викторианскую эпоху такой диагноз стал чрезвычайно модным, особенно у дам высшего света. Свой вклад в пони­мание проблемы внесли и знаменитый доктор Шарко, и Зигмунд Фрейд.
С подобными расстройствами по-своему сталкивались разные наро­ды. Скажем, есть белорусская народная песня, где от и до расписан так называ­емый истерический мутизм: «.Мiленькi ходзiць, ручанькi ломiць, жонка на печцы ляжыць, не гаворыць». А народы Севера посещало так называемое мерячение — «полярный психоз». Выгля­дит это страшно: люди раскачиваются, вопят на разные голоса, не чувствуют боли, убегают куда-то в буран, неред­ко и замерзают. Что эскимосы объяс­няли «зовом Полярной звезды», врачи называют одним из вариантов истери­ческого психоза. Такое, к слову, описа­но и у участников арктических экспе­диций. Судебные психиатры наблюда­ют другой феномен («синдром Ганзера», или «тюремный психоз»): обвиняемый вдруг начинает нелепо дерзить, сюсюкать, вместо руки протягивать ногу. Причины, в сущности, те же — депрес­сия, стресс, ситуация, из которой выхо­да не видно.
Конечно, далеко не всякий будет так реагировать на жизненные испытания, а только люди с особенными чертами характера. Какими — рассказывает док­тор Игумнов.
У таких людей с детства есть склон­ность к театральности, самодраматизации, преувеличенному выраже­нию эмоций. Может, это и хорошо для профессиональной сценической дея­тельности. Если знать меру. Если же ее нет — человек в жизни ведёт себя как плохой актер. И является для всех раздражителем.
Им вечно требуется быть в центре внимания. Даже в роли клочка пены на гребне девятого вала. Даже если это слава Герострата.
Одна эмоция у них тотчас сменяется другой. Поляки называют это «соло­менным огнем»: быстро вспыхивает, долго не греет.
Они зациклены на своей внешно­сти, боятся быть непривлекатель­ными и комплексуют из-за только им видимых физических дефектов. Часто дело оборачивается бесконечными операциями, потому что новый результат обычно не нравится: сде­лали еще хуже! В конце концов на них становится жутко смотреть. В общем, такой пациент — страшный сон пла­стического хирурга.
Такие люди постоянно пытаются понравиться. К примеру, начинают не к месту заигрывать с врачами, кол­легами по работе, водителями обще­ственного транспорта.
«И тут Остапа понесло.» — это тоже про них. «Ради красного словца» люди, склонные к истерическим реак­циям, согласно пословице, «не пожа­леют и отца». Точно так же они нераз­борчивы в выборе средств: из них получаются непревзойденные сплет­ники, интриганы, шантажисты.
Их стиль жизни можно назвать импрессионистским: быстро ухватывают общую картину «грубыми маз­ками» и упускают детали, что часто приводит к ошибкам. В том числе в личной жизни. Такие люди отличаются совершенно неадекватным выбо­ром спутника. Потому что вдобавок ко всему еще и очень внушаемы.
Любая из этих особенностей сама по себе ничего не значит — это вариант нор­мы. Но если такие черты имеются в ком­плексе — надо действовать. Как правило, уже в детстве многое заметно. Скажем, ребенка, катающегося по полу в магази­не: «Купи-купи!», стоило бы показать спе­циалисту. Не потому, что он может стать опасным для других, — чтобы он себе потом не навредил. Не стал в будущем изгоем или посмешищем. Здесь важен союз психолога и психотерапевта. И очень часто требуются уже и лекарства.
СБ. Беларусь сегодня
13 ноября 2019 г.
Людмила ГАБАСОВА. gabasova@sb.by

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Номер страницы