Практикум по культуре общения
ТЕМА «Конфликты в нашей жизни»
Цель: учащиеся должны
усвоить сущность понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация»,
«инцидент», правила предупреждения конфликтов; развитие умений нравственного
самопознания, самоанализа и самооценки.
Оснащение: подготовить
листы чистой бумаги для учащихся, участвующих в тестировании.
Ход практикума
1. Самотестирование
Классный
руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Его название и
результаты тестирования подростки узнают, когда ответят искренне на все
вопросы.
ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Ребята!
Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в
конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение,
поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа,
характеризующего определенный стиль поведения.
Если
подобным образом вы ведете себя
ЧАСТО
- поставьте 3 балла;
ОТ
СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;
РЕДКО
- 1 балл.
ВОПРОС:
«Как вы обычно
ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»
ОТВЕТЫ:
1.
Угрожаю или дерусь.
2.
Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как
со
своей.
3.
Ищу компромиссы.
4.
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5.
Избегаю противника.
6.
Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем
- категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему...
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не
добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток
конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к
уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15.
Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка
результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип
поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете
характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой
стиль.
Тип
«А» - сумма баллов под номерами 1,6, 11.
Тип
«Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип
«В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип
«Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип
«Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А»
- это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего
стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь
выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б»
- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно
договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите
решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В»
- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г»
- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью
вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д»
- «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять
ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Педагог
предлагает подросткам проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести
их с самооценкой своего поведения. Если есть желающие обсудить свои результаты
тестирования с одноклассниками, педагог дает подросткам время для коллективного
анализа. В ходе обсуждения педагог подводит подростков к беседе о конфликтах.
2. Беседа
Педагог
предлагает учащимся обсудить следующие вопросы:
-
В анкете часто встречались слова «спор» и «конфликт». В чем
сходство и различие этих понятий?
-
Что такое конфликтная ситуация?
-
Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
-
С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
-
Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
-
Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства
достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
-
Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения
конфликта?
-
Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с
пользой для обеих сторон?
3. Самотестирование
Классный
руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы еще одного теста, который
поможет понять некоторые причины возникновения конфликтов между людьми.
ТЕСТ «Уровень конфликтности личности»
Ребята! При ответе на вопрос выберите
один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера
вопроса.
1. Характерно ли для вас стремление к
доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?
А)
нет
Б) когда как
В)
да
2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас
побаиваются, а возможно, и ненавидят?
А)
да
Б)
ответить затрудняюсь
В)
нет
3. Кто вы в большей степени?
А) пацифист
Б) принципиальный
В) предприимчивый
4.
Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
А) часто
Б)
периодически
В)
редко
5.
Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас
коллектив?
А)
разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов
коллектива в ее перспективности
Б)
изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами
В)
чаще советовался бы с людьми
6.
В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?
А)
пессимизм
Б) плохое настроение
В) обида на самого себя
7.
Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего
коллектива?
А)
да
Б)
скорее всего да
В)
нет
8. Относите ли
вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?
А)
да
Б)
скорее всего да
В)
нет
9. Из трех
личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в
себе
А)
раздражительность
Б)
обидчивость
В)
нетерпимость критики других
10. Кто вы в
большей степени?
А)
независимый
Б)
лидер
В)
генератор идей
11.
Каким человеком считают вас ваши друзья?
А)
экстравагантным
Б) оптимистом
В) настойчивым
12. С чем вам
чаще всего приходится бороться?
А) с несправедливостью
Б)
с бюрократизмом
В) с эгоизмом
13. Что для вас
наиболее характерно?
А)
недооцениваю свои способности
Б)
оцениваю свои способности объективно
В)
переоцениваю свои способности
14.
Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?
А)
излишняя инициатива
Б) излишняя критичность
В)
излишняя прямолинейность
Обработка
результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах.
Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами
баллов.
№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
А
|
1
|
3
|
1
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
1
|
Б
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
В
|
3
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3
|
2
|
3
|
1
|
3
|
3
|
Определенная
сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:
14-17
баллов - очень низкий
18-20
баллов - низкий
21-23
балла - ниже среднего
24-26
баллов - ближе к среднему
27-29
баллов - средний
30-32
балла - ближе к среднему
33-35
баллов - выше среднего
36-38
баллов - высокий
39-42
балла - очень высокий.
Рефлексивная деятельность
Педагог
предлагает учащимся соотнести результаты тестирования с самооценкой своего
уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты
между людьми.
Таким
образом, в ходе первого практикума посредством самотестирования, побуждающего
учащихся к самопознанию, самоанализу и самооценке, и беседы с классным
руководителем учащиеся уясняют основные понятия, раскрывающие суть конфликта и
правила, помогающие человеку избегать пустых конфликтов.
Блок информации
СПОР
- это словесное
состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.
Это конфликт, где существует противоречие во мнениях и точках зрения. В жизни
противоречий между людьми возникает больше в силу того, что все люди разные.
ПРОТИВОРЕЧИЯ
– это рассогласования:
Ø
мотивов,
потребностей, ценностных ориентации людей;
Ø
взглядов, убеждений;
Ø
понимания,
интерпретации информации;
Ø
ожиданий и позиций;
Ø
оценок, самооценок;
Ø
знаний, умений,
способностей;
Ø
эмоциональных и
психических состояний;
Ø
целей, средств,
методов, способов достижения целей, осуществления деятельности.
Так
как противоречия существуют всегда, надо понимать, что конфликты будут
возникать постоянно, надо лишь научиться разрешать конфликты. Прежде всего надо
знать, что такое конфликт.
КОНФЛИКТ
- это процесс
резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении
проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
Для
возникновения конфликта необходимо наличие ряда факторов: наличие проблемы
(противоречия), конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента.
КОНФЛИКТНАЯ
СИТУАЦИЯ -это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. ИНЦИДЕНТ
- это действие или совокупность
действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и
начало борьбы между ними. Конфликты бывают различными - семейные, деловые,
производственные, политические и т.д. Но нужно помнить, что конфликты между
людьми могут быть КОНСТРУКТИВНЫЕ, направленные на развитие отношений, осуществление
деятельности, и ДЕСТРУКТИВНЫЕ, когда они направлены на удовлетворение личных
амбиций, притязаний, самоутверждения какого-то человека за счет других людей,
склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения обязанностей и т.д. Следует
избегать не только деструктивных, но и пустых конфликтов, когда раздражение
или болезненное состояние человека делают его нетерпимым к другим людям.
Существуют
правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не
провоцировать конфликты:
* Не стремитесь доминировать во что бы то ни
стало.
* Будьте принципиальны, но не боритесь ради
принципа.
* Помните, что прямолинейность хороша, но не
всегда.
* Критикуйте, но не критиканствуйте.
* Чаще улыбайтесь.
* Традиции хороши, но до определенного
предела.
* Во всем надо знать меру.
* Сказать правду тоже надо уметь!
* Будьте независимы, но не самонадеянны.
* Не превращайте настойчивость в
назойливость.
* Будьте справедливы и терпимы к людям. Не
переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и
возможности других.
* Не проявляйте инициативу там, где в ней не
нуждаются.
* Реализуйте себя в творчестве, а не в
конфликтах.
* Проявляйте выдержку, овладейте умениями
саморегуляции.
Уважение
к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают
предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила
предупреждения конфликтов:
Ø
не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
Ø
прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать
доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;
Ø
постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента,
постарайтесь «встать на его место»;
Ø
не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте
одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;
Ø
умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой
ссоре, будьте выше мелочных разборок!
Рефлексивная
деятельность поможет подросткам вспомнить, когда выполнение этих правил им
действительно помогло избежать конфликта.
Завершается
практикум перспективным планированием. Подросткам предлагают поучаствовать в
следующий раз в практикуме, в ходе которого они узнают правила
«беспроигрышного» разрешения конфликтов, научатся анализировать конфликтные
ситуации и разрешать конфликты.
Литература:
1. Андреев
В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения
конфликтов. Казань, 1992.
2. Зосимовский
А.В. Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания.
М., 1971.
3. Рыбакова
ММ. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
4.
Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и
предупреждения. М., 1986.
Комментариев нет :
Отправить комментарий