Все правила достойного поведения
давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться.
Источник:
Цель:
- расширить представления детей о правилах этикета;
- развивать умение правильно оценивать себя и других;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Задачи:
- Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.
- Воспитание уважительного отношения к окружающим.
- Знакомство с правилами этикета.
- Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.
Оборудование:
- видеопроектор;
- ноутбук;
- презентация;
- песня;
- стихотворения А. Усачёва, И. Горюновой;
- заготовки пригласительных открыток;
- набор для сервировки стола на 4 персоны
- викторина “Застольный этикет”;
- тест “Знаток этикета”;
- листки бумаги и ручки для составления правил внешнего вида воспитанного человека.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Ученик 1.
Андрей Алексеевич Усачёв. Что такое этикет?
Что такое
этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как
встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
Ведущий: Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных
приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами
поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали “этикетками”. Отсюда
и произошло понятие “этикет”- это воспитанность, хорошие манеры,
умение вести себя в обществе.
Ученик 2. Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу или
перчатку при приветствии.
Средневековый
рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться,
снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим
головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать,
что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед
вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались.
Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал
сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции,
которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.
Ведущий. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё
сообщение.
Ученик 3. Обычай рукопожатия имеет более древнюю
историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой
руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась
традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не
протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.
Ведущий. Соблюдение правил доходило до абсурда.
Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.
Ученик 4. В истории были случаи, когда стремление
соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя
этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно
разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и
не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине,
отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его
лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через
несколько дней.
Ведущий. И еще один пример абсурдного поведения.
Ученик 5. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к
принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II
королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву
за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество
прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти
полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за
грубое нарушение правил этикета.
Ведущий. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII
века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении
книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по
этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека
в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень
хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их
обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под
названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и
рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину
полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки,
уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Учитель. Проверим вашу внимательность.
- Как
называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.
- Как
называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”
- О чём эта
книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.
Ведущий. Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные
черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем
самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?
Ученик 6. Вот как приветствуют друг друга в разных странах:
- древние греки – “Радуйся!”,
- современные греки – “Будь здоровым!”,
- арабы – “Мир с тобой!”,
- индейцы – “Все хорошо!”,
- англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
- китайцы – пожимают руку себе самому,
- лапландцы – трутся носами,
- латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
- японцы – кланяются
Ученик 7.
Андрей Алексеевич Усачёв. Приветствия
Для прощания и
встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как
дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!".
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!".
Ученик 8. Есть забавная история о происхождении хороших
манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном
плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто
попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли
отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то
сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг
другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.
Ведущий: Видите, ёжики – договорились, они установили
свой порядок поведения.
А установленный,
принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.
Правила и нормы
поведения, конечно, во многом зависят от ситуаций. Так выделяют следующие виды
этикета:
- столовый;
- речевой;
- религиозный;
- «выходного дня» (при посещении театра и др. культурных мест);
- повседневный;
- праздничный;
- служебный (или, например, школьный);
- профессиональный (специализированный);
- дипломатический;
- свадебный;
- траурный и другие.
Как вы видите,
этикет есть повсюду. И где бы вы ни были так или иначе вам придётся соблюдать
общепринятые нормы поведения.
Ученик 9. Как обращаться к людям
Есть три вида
обращения:
- Официальное (гражданин, господин);
- Дружеское (уважаемый коллега, старина, дорогой друг);
- Фамильярное, допустимое только среди самых близких друзей.
К старшим по
возрасту нужно обращаться на «вы».
К незнакомым
ровесникам тоже нужно обращаться на «вы».
На «ты»
обращаются только к самым близким друзьям.
Ученик 10. В русском языке следующая система обращений:
Девочка - обращение к маленьким девочкам до подросткового возраста (13 лет).
Мальчик - обращение к маленьким мальчикам, до подросткового возраста (13 лет).
Барышня - обращение к незамужним девушкам, начиная с подросткового возраста (13 лет).
Сударыня - обращение к замужним женщинам и незамужним девушкам, когда не известен семейный статус.
Сударь - обращение к мужчинам и юношам, начиная с подросткового возраста (13 лет).
Госпожа - обращение к дамам и барышням, употребляется с фамилией, или титулом.
Господин - обращение к мужчинам и юношам, начиная с подросткового возраста (13 лет), употребляется с фамилией, или титулом.
Обращение по имени и отчеству ко взрослым.
Дама - упоминание женщины в разговоре
Господин - упоминание мужчины в разговоре.
Господа - обращение к аудитории, где присутствуют и дамы и господа.
Девочка - обращение к маленьким девочкам до подросткового возраста (13 лет).
Мальчик - обращение к маленьким мальчикам, до подросткового возраста (13 лет).
Барышня - обращение к незамужним девушкам, начиная с подросткового возраста (13 лет).
Сударыня - обращение к замужним женщинам и незамужним девушкам, когда не известен семейный статус.
Сударь - обращение к мужчинам и юношам, начиная с подросткового возраста (13 лет).
Госпожа - обращение к дамам и барышням, употребляется с фамилией, или титулом.
Господин - обращение к мужчинам и юношам, начиная с подросткового возраста (13 лет), употребляется с фамилией, или титулом.
Обращение по имени и отчеству ко взрослым.
Дама - упоминание женщины в разговоре
Господин - упоминание мужчины в разговоре.
Господа - обращение к аудитории, где присутствуют и дамы и господа.
Ученик 11. Большинство из нас часто пользуется услугами общественного транспорта. И,
к сожалению, не всегда поездки в электропоезде и в автобусе бывают
благополучными. Для того чтобы не стать виновником скандала в общественном
транспорте, надо по возможности не наступать людям на ноги, не толкаться, не
опираться на других пассажиров, не разглядывать людей. Мужчины должны пропускать
вперёд во время посадки всех женщин. Когда в автобусе стоит мать с ребёнком на
руках или явно уставшая за день женщина с маленьким ребёнком, беременная
женщина, инвалид или пожилой человек, согласно этикету, необходимо уступать им
место в транспорте. Причём уступать место выше перечисленным категориям граждан
должны не только мужчины, но и молодые девушки и женщины, подростки и все те,
кто ещё чувствует в себе силы, чтобы постоять в транспорте.
Ученик 12.
Ирина Горюнова. О правилах поведения в транспорте
Уступай старушкам место,
Если стало очень тесно.
Если стало очень тесно.
Не кричи, что сесть мечтаешь -
Постоишь и не растаешь.
Стой спокойно и держись,
Не рыдай и не вертись.
Не рыдай и не вертись.
Здесь ничем сорить не надо -
Быть воспитанным отрада.
Быть воспитанным отрада.
Фантик на пол не бросай,
А упал он - поднимай.
А упал он - поднимай.
Не пинай других ногами
И не пачкай сапогами.
И не пачкай сапогами.
Песни громко ты не пой,
Потихоньку рот закрой.
Потихоньку рот закрой.
Ведущий. Сегодня редко можно наблюдать картину, когда, стоя возле открытой двери,
двое уговаривают друг друга: «Пожалуйста, проходите» — «Нет, пожалуйста,
проходите вы». Обычно, когда нас пропускают вперед, мы проходим без излишних
церемоний. И, в принципе, это правильно.
Ученик 13. Традиционно мужчина пропускает вперед женщину; младший уступает дорогу старшему; подчиненный начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери.
Если перед вами двухстворчатые балансирующие двери: женщина, идущая впереди, берется за ручку правого крыла и притягивает ее к себе, стоящий за ней мужчина перехватывает ручку и придерживает дверь, женщина проходит, за ней мужчина. Левое крыло двери следует оставить в распоряжении людей, идущих навстречу. В лифт мужчина всегда входит первым, а выходит из него первый тот, кто ближе к дверям.
Если вы привели в дом гостя. Первой входит хозяйка, за нею гость. Если хозяин мужчина — первым входит гость.
Ученик 13. Традиционно мужчина пропускает вперед женщину; младший уступает дорогу старшему; подчиненный начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери.
Если перед вами двухстворчатые балансирующие двери: женщина, идущая впереди, берется за ручку правого крыла и притягивает ее к себе, стоящий за ней мужчина перехватывает ручку и придерживает дверь, женщина проходит, за ней мужчина. Левое крыло двери следует оставить в распоряжении людей, идущих навстречу. В лифт мужчина всегда входит первым, а выходит из него первый тот, кто ближе к дверям.
Если вы привели в дом гостя. Первой входит хозяйка, за нею гость. Если хозяин мужчина — первым входит гость.
Ведущий. А вот я хочу зачитать несколько правил этикета на природе:
1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их. Проявляйте уважение к местам обитания диких животных. Наблюдайте за ними на расстоянии, чтобы не мешать их естественному поведению.
2. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.
3. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток пернатых друзей.
4. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.
5. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно и они становятся уязвимыми перед вредителями и паразитами, теряют влагу и вскоре гибнут.
6. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это последний экземпляр на всей земле.
7. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
8. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.
9. Не разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.
10. Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.
11. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители. Без надобности не вытаптывайте траву (место обитания мелких животных), а ходите по уже существующим тропинкам.
12. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.
13. Не оставляй костёр непотушенным.
14. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:
а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;
б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;
в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;
г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;
д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.
15. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход. Будет правильно, если вы унесете с пикника не только «свой» мусор, но и «чужой».
16. И, пожалуйста, не засоряй водоёмы. «Сохраним природу во имя жизни»
1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их. Проявляйте уважение к местам обитания диких животных. Наблюдайте за ними на расстоянии, чтобы не мешать их естественному поведению.
2. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.
3. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток пернатых друзей.
4. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.
5. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно и они становятся уязвимыми перед вредителями и паразитами, теряют влагу и вскоре гибнут.
6. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это последний экземпляр на всей земле.
7. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
8. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.
9. Не разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.
10. Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.
11. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители. Без надобности не вытаптывайте траву (место обитания мелких животных), а ходите по уже существующим тропинкам.
12. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.
13. Не оставляй костёр непотушенным.
14. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:
а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;
б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;
в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;
г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;
д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.
15. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход. Будет правильно, если вы унесете с пикника не только «свой» мусор, но и «чужой».
16. И, пожалуйста, не засоряй водоёмы. «Сохраним природу во имя жизни»
Учитель: Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.
Представьте
себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от
того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в
гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать
пригласительные открытки другу или подруге. При их написании помните слова одного из крупнейших русских историков, Василия
Осиповича Ключевского «Умение разборчиво писать – первое правило вежливости».
Но сначала
разминка:
- Как
поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)
- Можно ли
пригласить на день рождения по телефону? (можно,
но только очень близкого друга)
- Прилично ли
опаздывать в гости? (неприлично)
- Если
по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не
обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину
отказа)
- Как
нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или
заранее?(заранее)
- Как
нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться
привлечь к себе особого внимания)
Ученик 14.
А. Усачёв. Рано или
поздно
Кто приходит в гости поздно –
Поступает несерьёзно.
Исчезают со стола
И халва, и пастила.
Поступает несерьёзно.
Исчезают со стола
И халва, и пастила.
Достаются только кости
Тем, кто поздно прибыл в гости!
Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно...
Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно...
На хозяине – халат,
Или в доме вовсе спят.
Или в доме вовсе спят.
И глядят, как на барана,
На того, кто прибыл рано.
Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или – рано или поздно –
В гости звать не станут вас!
Точно в названный вам час.
Или – рано или поздно –
В гости звать не станут вас!
Ведущий. Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок,
следующий конкурс посвящен подарочному этикету.
Все мы любим
подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое
нужно уметь делать.
Любой подарок –
это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения.
За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал
со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать
и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он
предназначен, а момент вручения выглядел достойно.
Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь
внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек
проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас
должна составить правила внешнего вида воспитанного человека.
(1мин)
- Одежда должна
быть чистой.
- Волосы должны
быть уложены в прическу.
- Одежда должна
быть аккуратной.
- Ногти в приличном
виде.
Ведущий. А пока гости прихорашиваются, подбирают подарки,
хороший хозяин должен побеспокоиться об их приёме. Ему необходимо приготовить
всякие вкусности, а главное красиво и правильно накрыть на стол.
Сервировка стола подразумевает собой правильную
расстановку посуды, приборов и его декорирование. Его оформление напрямую
зависит от целевого направления, это может быть обычное застолье, торжественное
мероприятие или деловой обед. Но некоторые правила должны соблюдаться при любом
событии....
Традиционное оформление подразумевает собой определенный порядок расстановки посуды на столе. Сначала ставятся изделия из фарфора или фаянса, укладываются столовые приборы, а затем стаканы, бокалы, изделия из стекла и хрусталя....
Традиционное оформление подразумевает собой определенный порядок расстановки посуды на столе. Сначала ставятся изделия из фарфора или фаянса, укладываются столовые приборы, а затем стаканы, бокалы, изделия из стекла и хрусталя....
Большая роль при оформлении отводится скатерти. Она
может быть однотонной белоснежной или наоборот, красочной. А кружевные узоры на
ней придадут столу торжественный вид. Для того чтобы предотвратить появление
пятен, сверху на скатерть накладывают клеенку....
Учитель: В центре каждого прибора стоит сервировочная тарелка или заменяющая ее
обычная тарелка. Сервировочная тарелка может быть и из другого материала, чем
весь сервиз — например, позолоченная и посеребренная, стеклянная или из темного
фарфора, но обязательно должна с ним сочетаться.
На сервировочную тарелку ставят тарелку с закуской или супом. Для супа-пюре подают суповую тарелку, а для прозрачных супов и бульонов — чашку.
К закуске или супу слева вверху ставят маленькую тарелку для хлеба, гренок и масла, а рядом чашку для ополаскивания пальцев. Она понадобится, если будут подаваться устрицы, раки, омары, спаржа или фрукты. Эту чашку наполняют теплой водой, добавляя ломтик лимона или лист мяты.
Рядом с сервировочной тарелкой и чуть выше раскладывают все вилки, ножи, ложки, которые могут понадобиться во время еды.
Вилки кладут слева, а ножи справа от тарелки.
Последним от тарелки лежит прибор, который понадобится первым.
Ложка для супа в случае, если в меню нет десерта, лежит сверху от сервировочной тарелки, если в меню запланирован десерт — рядом с первым ножом.
Бокалы располагаются справа и сверху от сервировочной тарелки. Здесь существует тот же порядок, что и с приборами: первым используют дальний от тарелки бокал.
После каждого блюда со стола убирают использованные посуду, бокалы и приборы.
Только стакан для воды не убирают в течение всего застолья.
На сервировочную тарелку ставят тарелку с закуской или супом. Для супа-пюре подают суповую тарелку, а для прозрачных супов и бульонов — чашку.
К закуске или супу слева вверху ставят маленькую тарелку для хлеба, гренок и масла, а рядом чашку для ополаскивания пальцев. Она понадобится, если будут подаваться устрицы, раки, омары, спаржа или фрукты. Эту чашку наполняют теплой водой, добавляя ломтик лимона или лист мяты.
Рядом с сервировочной тарелкой и чуть выше раскладывают все вилки, ножи, ложки, которые могут понадобиться во время еды.
Вилки кладут слева, а ножи справа от тарелки.
Последним от тарелки лежит прибор, который понадобится первым.
Ложка для супа в случае, если в меню нет десерта, лежит сверху от сервировочной тарелки, если в меню запланирован десерт — рядом с первым ножом.
Бокалы располагаются справа и сверху от сервировочной тарелки. Здесь существует тот же порядок, что и с приборами: первым используют дальний от тарелки бокал.
После каждого блюда со стола убирают использованные посуду, бокалы и приборы.
Только стакан для воды не убирают в течение всего застолья.
Учитель: Ну
вот, теперь вы действительно готовы: приглашённым можно идти в гости, а хозяева
могут их принимать… И вот уже все в сборе и вас просят занять место за столом.
Теперь необходимо вспомнить правила поведения за ним.
Ученик 15.
Ирина Горюнова. О правилах поведения в гостях
Сначала ты договорись,
Потом уж в гости соберись.
Потом уж в гости соберись.
Одеваемся нарядно,
Чтобы выглядеть парадно.
Чтобы выглядеть парадно.
Ты оделся, расчесался...
Почему ж не умывался?
Почему ж не умывался?
Не ходите без подарка,
Не должно его быть жалко!
Не должно его быть жалко!
Если вас не пригласили,
Не врывайтесь в гости силой.
Не забудь ботинки снять,
Дома в них нельзя гулять!
Не шали и не кусайся,
Без причин не обижайся.
Без причин не обижайся.
Не ломай столы и мебель,
Где б в гостях, мой друг, ты не был.
Где б в гостях, мой друг, ты не был.
Будь воспитанным и скромным,
По местам не шарь укромным.
По местам не шарь укромным.
Бить ногой не надо кошку
И бросать под стол картошку!
И бросать под стол картошку!
Похвали хозяев, дом,
А также то, что в доме том.
А также то, что в доме том.
Ты обулся, куртку взял...
А "До свидания!" сказал?
А "До свидания!" сказал?
Учитель:
Викторина “Застольный
этикет”
1. Когда можно
сесть за праздничный стол?
- как только вошли
в комнату.
- только после
того, как сядут хозяева.
- после приглашения
хозяйки +
2. Вы
садитесь за стол, берете салфетку и ...
- заправляете за
воротник.
- кладете на колени
+
- кладете рядом с
тарелкой.
3. Как себя
вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
- гневно
отказаться.
- отказаться,
назвав причину отказа.
- взять немного,
поблагодарив +
4. О чем не
следует говорить за столом во время еды?
- о болезнях +
- о погоде
- о новых
впечатлениях
5. Для чего к
рыбе подается нож?
- чтобы отделять
мясо от костей +
- чтобы разрезать
большой кусок на маленькие.
- чтобы
придерживать кусок, когда пользуются вилкой.
6. Какие куски
из общих блюд следует выбирать?
- самые большие.
- самые маленькие.
- те, что лежат
ближе к вам +
7. Если нужно
порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?
- в правой руке –
вилка, в левой – нож.
- в правой руке –
нож, в левой – вилка +
- по очереди.
8. Как
поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?
- поднять и
продолжать есть.
- попросить другой
прибор.
- извиниться и
попросить подать другой прибор +
Учитель: А теперь мы проверим, как вы запомнили сервировку. У вас на столах по
набору посуды. Ваша задача как можно скорее и правильнее сервировать
свой стол…
…Молодцы… Но
есть ещё один нюанс. Когда вы находитесь в кафе, в баре или в ресторане нужно
быть очень внимательным к своим столовым приборам. От того как вы положите свои
нож и вилку, будет зависеть ваша дальнейшая трапеза.
Учитель. Главной целью нашей дружеской встречи является
не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.
Каждый
культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета,
но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.
Выбираем
“Знатока этикета”
Узнать о том,
насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша
задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все
посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь
быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.
ТЕСТ
1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к
чему?
2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям,
больным и с детьми?
3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький
комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?
4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое
настроение?
5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты,
чтобы знать, где что происходит?
6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека,
идущего следом?
7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом
посмотрю”?
8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и
только потом приглашать всех к столу?
9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?
10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не
облизываешь их?
А теперь
давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под
номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.
Жюри
подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.
- 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
- 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
- 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово
“этикет”.
Ведущий.
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
И сказать «спасибо» ты не позабудешь.
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый
ребёнок-это просто клад!
С вами
повстречаться каждый будет рад!
Учитель: Одна Японская пословица говорит
«Этикет надо соблюдать даже в дружбе». А российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН, Дмитрий
Сергеевич Лихачёв
сказал: «В основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.»
сказал: «В основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.»
Так, подводя
итоги нашей встречи, я хочу прочитать вам Клятву этикета
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учиться этикету, науку помнить эту.
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учиться этикету, науку помнить эту.
Источник:
Комментариев нет :
Отправить комментарий