четверг, 24 января 2019 г.

Новинки робототехники


Буквально на днях в одном из самых засушливых районов пустыни Сахара в Марокко прошли полевые испытания трех автоматизированных робототехнических систем, предназначенных для исследований Красной Планеты. Испытания в условиях, максимально приближенных к реальным, были организованы и проведены германским Центром новшеств в области робототехники (DFKI Robotics Innovation Centre), в них было задействовано около 40 инженеров и специалистов из разных европейских организаций и компаний. И во время этого "праздника роботов" были испытаны технологии автоматической навигации, проведения съемки, исследований и другие технологии космической робототехники, которые будут использоваться в будущих исследовательских планетарных миссиях.



Международная группа ученых, в состав которой входили представители университета Амстердама, Бристольского университета и нескольких испанских научных организаций, запрограммировала "рой" из 300 роботов, размером с небольшую монетку каждый, так, что они превратились в аналог многоклеточного живого организма, способного к самоорганизации, движению, метаморфозам, делению и т.п. Согласно имеющейся информации, ученые использовали аналог одной из естественных стратегий живой природы - локальной клеточной самоорганизации, когда поведение отдельных клеток определяется некоторыми внешними сигналами и протекающими в них химическими реакциями. Эта стратегия производит простые периодические образы структуры многоклеточного образования, которые определяют дальнейшую судьбу отдельных клеток, форму и функции получившегося "организма".
Напомним нашим читателям, что некоторое время назад в подразделении компании Uber, занимающемся технологиями самоуправляемых автомобилей-роботов, имел место быть громкий скандал, связанный с интеллектуальной собственностью и кражей технологий. В результате скандала компанию покинула группа ведущих специалистов и инженеров, включая и Энтони Левандовского (Anthony Levandowski). Эта группа стала основателем и "костяком" новой компании, занимающейся разработками в области технологий автоматических грузовых перевозок, о деятельности которой не было слышно достаточно длительное время. И лишь недавно, в качестве своего рода демонстрации своих наработок, Энтони Левандовский совершил поездку в полностью автоматическом режиме из Сан-Франциско в Нью-Йорк, "пронизав" Североамериканский континент от одного побережья до другого за 50 часов и установив, тем самым, новый рекорд. Модернизированный автомобиль на базе Toyota Prius, снабженный системой искусственного интеллекта, прошел самостоятельно дистанцию в 4 990 километра (3 099 мили) без любого человеческого вмешательства в этот процесс.
За последние годы нам доводилось видеть множество интересных и необычных робототехнических проектов, к которым можно смело отнести и робота Velox, созданного специалистами американской компании Pliant Energy Systems. Двигательная установка этого робота, основанная на двух "плавниках", совершающих колебательные движения, позволяет ему эффективно скользить в толще и на поверхности воды, перемещаться по сложной поверхности, а недавно робот обрел новые способности, которые позволяют ему использовать свои плавники в роли коньков для передвижения по поверхности открытого гладкого льда.

С момента появления идеи, гонки Roborace позиционировались как гонки абсолютно автоматических автомобилей, управляемых системами на основе искусственного интеллекта. Но, за некоторое время до начала первого сезона гонок Roborace, компания, стоящая за их организацией, кардинально изменила свое мнение. Лукас ди Грасси (Lucas di Grassi), победитель гонок Formula E и руководитель компании Roborace, объявил, что в сезоне "альфа" будут использованы новые автомобили DevBot 2.0, у которых имеется водительское место, оборудованное всеми необходимыми органами управлении. Во время гонок эти автомобили будут передвигаться какую-то часть дистанции под управлением человека, а оставшуюся - в автоматическом режиме, как и задумывалось ранее.

Современные миниатюрные беспилотные аппараты могут похвастаться малыми габаритами, скоростью, маневренностью, но ни как уж ни силой. Вряд ли такой аппарат способен причинить вам вред, больший, чем причинит маленькая мышь, случайно столкнувшаяся с вашей ногой. Однако, благодаря работе исследователей из Стэнфордского университета и Швейцарского федерального политехнического университета Лозанны (Swiss Ecole Polytechnique Federale de Lausanne, EPFL), миниатюрные роботы обрели такую силу, которая позволяет им самостоятельно открывать двери и поднимать вес, в 40 раз превышающий их собственный.


Астрономический инструмент Dark Energy Spectroscopic Instrument (DESI), разработанный учеными и инженерами Национальной лаборатории в Беркли, является чрезвычайно сложной машиной, в конструкции которой использованы 5 тысяч крошечных роботов, управляющих направлением "взгляда" оптоволоконного объектива. Каждый из этих объективов предназначен для изучения одной отдельной галактики, таким образом инструмент DESI будет способен наблюдать одновременно за 5 тысячами галактик, затрачивая на один цикл наблюдений 20 минут времени.
Не останавливаясь на достижениях робота Atlas, который на прошлой неделе демонстрировал свои новые способности в области преодоления препятствий, известная робототехническая компания Boston Dynamics заставила выполнять практическую работу самого последнего и продвинутого варианта одного из своих роботов. На видеоролике, опубликованном на сервисе YouTube, робот Spot, являющийся потомком роботов BigDog и Wildcat, выполняет работу по проведению осмотров, действуя на строительных площадках, расположенных где-то в Японии.
Напомним нашим читателям, что около года назад известная робототехническая компания Boston Dynamics опубликовала видеоролик, на котором гуманоидный робот Atlas исполнил несколько акробатических трюков, в том числе и достаточно сложных, таких, как кувырок назад с переворотом. При просмотре этого видеоролика возникала целая гамма эмоций, наиболее яркими из которых было удивление, восхищение и т.п. Но те эмоции - это ничто по сравнению с эмоциями, которые вам предстоит испытать при просмотре очередного видеоролика, опубликованного на днях компанией Boston Dynamics. Главным действующим лицом этого видеоролика является все тот же робот Atlas, но на это раз он демонстрирует свои новые возможности к преодолению препятствий, действуя как заядлый "паркурщик".
Создание робота, имеющего всего одну ногу и, тем не менее, способного передвигаться, является весьма и весьма сложной инженерной задачей. Роботы, имеющие две ноги, имеют гораздо большие способности к перемещениям и сохранению равновесия, а некоторых представителей четвероногих роботов практически невозможно свалить, даже прикладывая к этому немалые усилия. Другими словами, четко прослеживается зависимость возможностей роботов от количества имеющихся у них конечностей. С этой точки зрения чудеса подвижности и сохранения равновесия должен демонстрировать новый робот под названием Mochibot, ведь у него имеется 32 телескопические ноги, каждая из которых снабжена собственным приводом и системой управления.
Новый видеоролик, опубликованный в сети представителями японского Института передовых наук и промышленных технологий AIST, демонстрирует нам прототип робота, предназначенного для выполнения определенных работ на строительных площадках в ситуациях с дефицитом человеческой рабочей силы. Этот робот, безусловно, является весьма и весьма медленным, тем не менее, он выполняет заданную работу с поразительной точностью, что, по мнению разработчиков, позволит ему полноценно конкурировать даже с самыми квалифицированными людьми.
Нельзя не согласиться с тем, что роботы достаточно хорошо справляются с выполнением определенных задач. Но, к сожалению, каждый тип робота ориентирован лишь на выполнение достаточно ограниченного круга задач, под которые изначально рассчитывалась его конструкция. А создание универсального робота, способного выполнять абсолютно любую работу, является делом очень сложным и зачастую неоправданным с экономической точки зрения. Для решения упомянутой выше проблемы исследователи из Йельского университета разработали и изготовили программируемую автоматизированную "кожу", которая может быть приспособлена практически к любым бытовым предметам, превращая их в роботов, способных справиться с выполнением различных задач.
Сама природа за миллиарды лет "придумала и реализовала массу эффективных и полезных проектов", используя самый затратный по времени метод проб и ошибок. Благодаря этому у множества исследователей, в том числе и исследователей-робототехников, сейчас имеется возможность брать за основу уже готовые решения, практически не требующие серьезных доработок. К таким исследователям можно смело отнести и исследователей из Технологического университета Дельфта, Нидерланды, которые уже более 13 лет занимаются разработкой серии микроскопических летательных аппаратов (Micro Air Vehicles, MAV), живым прототипом которых является небезызвестная мушка-дрозофила.
В последние годы мы привыкли к тому, что когда речь заходит о технологиях автоматического вождения, то в большинстве случаем все это относится к самоуправляемым автомобилям-роботам. Создается впечатление, что разработчики этих технологий обходят стороной такой вид транспортных средств, как мотоциклы. Однако, дело обстоит не столь печально, как кажется с первого взгляда, в свое время мы рассказывали о роботе-мотоциклисте Motobot компании Yamaha, которому, к слову, так и не удалось превзойти человека в этом деле. А не так давно представители компании BMW Motorrad опубликовали видео, на котором показан опытный образец беспилотного мотоцикла, который самостоятельно двигается по испытательной трассе. И это говорит нам о том, что работы в данном направлении все же ведутся, пусть и за "закрытыми дверьми" и без громких анонсов.
Когда мы слышим нечто о промышленных роботах, мы представляем себе длинный ряд манипуляторов, стоящих вдоль сборочного конвейера, которые берут деталь или узел, поворачиваются, устанавливают деталь на место, и повторяют это снова и снова, действуя абсолютно синхронно друг с другом. Однако, в будущем автоматизированное производство должно быть более гибким, нежели современные линии, и роботы, входящие в состав новых линий, должны будут иметь возможность работать с абсолютно новыми для них предметами. Именно это является целью, с которой специалисты Лаборатории информатики и искусственного интеллекта (CSAIL) Массачусетского технологического института создали робота DON, который является традиционным промышленным манипулятором, управляемым искусственным интеллектом на базе нейронной сети.



Комментариев нет :

Отправить комментарий

Номер страницы