вторник, 20 ноября 2018 г.

Внеклассная работа по информатике


Привитие интереса учащихся к предмету во многом осуществляется на викторинах, конкурсах и других внеклассных мероприятиях по информатике.

«Третий лишний».

Из выделенных курсивом терминов приведены три определения, одно из которых не соответствует термину. Необходимо указать это определение.
Как показывает опыт, задание целесообразно давать двум командам - участницам, выделив на это решение 10-15 минут. Текст задания печатается. Участники должны обвести в кружок номер требуемого определения. Победителем считается команда, указавшая большее число правильных ответов (при одинаковом их числе предпочтение отдается команде, затратившей на задание меньше времени).
Адрес - это...
порядковый номер байта оперативной памяти;
порядковый номер элемента массива;
часть письма в электронной почте.
Вирус - это...
ошибка в программе;
возбудитель инфекционного заболевания;
программа, обладающая к самовоспроизведению.
Диск - это...
1) носитель информации;
2) геометрическая фигура;
3) спортивный снаряд.
Длина - это...
1) размер отрезка;
2) размер каталога (папки);
3) размер файла.
  Драйвер - это...
1) водитель автомобиля;
2) переводчик программы на язык, понятный компьютеру;
3) программа для обслуживания периферийного устройства.
Забой - это...
1) операция удаления файла;
2) русское название клавиши;
3) шахтерский термин.
Индекс - это...
1) часть почтового адреса;
2) значение переменной величины;
3) номер элемента массива.
Меню - это...
1) перечень величин, используемых в программе;
2) перечень блюд в ресторане;
3) изображаемый на экране список вариантов, из которых пользователь выбирает необходимый вариант.
Мышь - это...
1) программа, выполняющая нежелательные действия;
2) грызун;
3) манипулятор в компьютере.
Пакет - это...
1) конверт с письмом официального назначения;
2) комплекс программ одного назначения;
3) совокупность переменных величин, используемых в программе.
Параграф - это...
1) фрагмент оперативной памяти размером в 16 байт;
2) группа файлов, объединенных по какому-то признаку;
3) часть учебника.
Периферия - это...
1) последние элементы массива;
2) внешние устройства компьютера;
3) местность, удаленная от центра.
Разряд - это...
1) категория в спорте;
2) позиция в записи числа;
3) количество цифр в числе.
Регистр - это...
1) место хранения информации в процессоре;
2) деталь системного блока;
3) термин, характеризующий особенность символа (строчной или прописной).
Сеть - это...
1) рыболовная снасть;
2) совокупность строк и столбцов в таблице;
3) несколько соединенных между собой компьютеров.
Среда - это...
1) перечень адресов оперативной памяти, занимаемых программой;
2) окружение, конфигурация сети или системы;
3) день недели.
Трансляция - это...
1) передача на радио или по телевидению с места действия, исполнения;
2) процесс преобразования данных одного типа в другой;
3) процесс перевода программы с языка программирования на язык, «понятный» процессору компьютера.
Формат - это...
1) размер листа бумаги для печати на принтере;
2) совокупность правил записи изображения в графическом редакторе;
3) размер массива.
Цилиндр - это...
1) место хранения информации в процессоре;
2) геометрическое тело;
3) совокупность дорожек с одинаковым номером на магнитных дисках.
Шаг - это...
1) величина изменения значения переменной цикла;
2) величина в правой части оператора присваивания;
3) движение ногой при ходьбе.
Шина - это...
1) место в материнской плате компьютера для установки в него дополнительного элемента;
2) группа линий электрических соединений, обеспечивающих передачу данных и управляющих сигналов между компонентами компьютера;
3) деталь автомобиля.
Soft - это...
1) гибкий магнитный диск;
2) мягкий;
3) программное обеспечение компьютера. 

Перечень неправильных ответов:
2,1,2,2,2,1,2,1,1,1,3.
2,1,3,2,2,1,2,3,1,2,1,1.

 

Составление кроссвордов.

 Эта форма творческой работы «благоприятная» для ребят с аналитическим складом мышления. Дети получают удовольствие от самого процесса работы. Эта работа обеспечивает максимальную сложность и насыщенность. По внутреннему содержанию это очень серьезная работа, а по внешней форме – игра, т. е. Деятельность наиболее близкая и приятная для учащегося.






1
к















2


о

















3
м

















4
п












5





ь


















ю















ч
а
с
т
и












6




е
















7

р














8



а
































По горизонтали:1.Устройство ввода буквенной и числовой информации. 2. «Волшебная палочка» для игры на компьютере. 3.То, во что мы смотрим, работая на компьютере, чтобы получить от него информацию. 4. Устройство печати. 5. Хранилище информации. 6. Устройство ввода графической информации. 7. «Сердце» компьютера. 8. Устройство вывода звуковой информации.
Ответы: 1. Клавиатура. 2. Джойстик. 3. Монитор. 4. Принтер. 5. Память. 6. Сканер. 7. Процессор. 8. Динамик.
Кроссворд «Компьютер».
































1















2















3






















4
















5


















































6

7














8
































































9


































































По вертикали: 1. Устройство вывода информации в компьютере. 3. ЭВМ.                4. Программа-вредитель. 5. Задание для компьютера на специальном языке. 6. Оперативная… 7. Устройство для записи и хранения информации. 8. Квадратик-непоседа на экране компьютера.
По горизонтали: 2. План решения задачи. 5. Устройство печати. 8. Устройство ввода информации в компьютер. 9. Дополнительное устройство управления курсором.
Ответы:
 По горизонтали: 2. Алгоритм. 5. Принтер. 8. Клавиатура. 9. Мышь.
По вертикали: 1. Монитор. 3. Компьютер. 4. Вирус. 5. Программа. 7. Диск. 8. Курсор.

 

Информационные минутки на уроках информатики.

 Их можно вводить, начиная с самых первых занятий. Активное участие в подготовке и проведении информационных минуток должны принимать сами дети: «учащиеся делятся последними услышанными им сведениями о компьютерах и информатике».
Примерное содержание некоторых информационных минуток.
Знакомимся с дискетой.  Информационную минутку целесообразно начать с диалога. Ребята должны, опираясь на личный опыт и знания, полученные на предыдущем уроке во время информационной минутки ответить на вопросы:
·         Зачем же, по вашему мнению, нужен компьютер?
·         Где он применяется?
·         Чем он помогает людям?
Учитель анализирует и обобщает (последнее слово должно быть за учителем), ответы учащихся, акцентирует их внимание на том, что компьютеры сегодня мы видим в банках (прежде всего для выполнения сложных расчетов), на вокзалах  (чтобы получить информацию о расписании поездов и ценах на билеты), в библиотеках, в больницах и т.п.
В конце беседы еще раз  отметить способность компьютера хранить информацию и показать необходимость ее переноса с одного компьютера на другой (пример игровых программ). Используя прием сравнения (с обычным магнитофоном), учитель говорит о том, что информация записывается на магнитные диски (дискеты). А чтобы прочесть информацию с таких дисков, необходимо дополнительное устройство, которое называется  дисковод (подобно магнитофону, который считывает информацию с кассет).
Компьютер против преступников. Эта серия информационных минуток посвящена возможностям сканирующих устройств. Учащимся, конечно, уже известно, что преступники стараются не оставлять на месте преступления отпечатков пальцев. Давно известно, что рисунок папиллярных линий на ладони и подушечках пальцев у каждого человека уникален и не изменяется на протяжении всей жизни. Этой теме может быть посвящено первое сообщение из этой серии.
Секретные замки.
·         Ребята, я вас, наверное немного огорчу, если скажу, что устройства для распознавания отпечатков пальцев имеют недостаток – им нужны только чистые руки. Отпечаток грязного пальца система может и не распознать. Но это не единственный способ  «узнать» человека. В этом случае может пригодиться система, анализирующая не рисунок линий на коже, очертание ладони, которое также носит индивидуальный характер, т.е. у каждого человека свой.
·         Такие системы также можно использовать в качестве дверного замка. Подошел к двери, положил руку на устройство, и оно определит, открывать вам дверь или нет, сравнивая с заложенными в его памяти образцами. К такому замку ключ не подберешь.
·         Эти устройства пока еще очень дороги, поэтому ставят их на очень секретных объектах (например, военных заводах).
·         Но это не единственный способ создания секретных замков. Оказывается, одна их самых дорогих и надежных систем определения личности основана на распознавании рисунка радужной оболочки глаза (который тоже для каждого человека индивидуален). Вам достаточно будет приблизить глаза к этому устройству (на расстояние 20 см), и оно определит, стоит ли вас пропускать.
О вирусах.
Сегодня мы с вами проведем необычную информационную минутку. Мы будем говорить о болезнях. Скажите, ребята, а как распространяются болезни?
Ответы детей необходимо прокомментировать: через грязные руки (поэтому руки надо чаще мыть!) или по воздуху (помещение тоже необходимо проветривать!) Так вот, чаще всего разносчиками болезней являются вирусы и микробы.
Вот и наш компьютер может заболеть. Вы, наверное, много уже слышали о компьютерных вирусах. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом и знаниями.
Так что же представляет собой компьютерный вирус?
            Основной вывод, который должен сделать учитель после ответов учащихся: Компьютерный вирус – это программа. И распространяются, как правило, вирусы через программы на дискетах. После запуска заряженной программы вирус может поразить и «здоровые» программы.
            Вирусы, как и все другие программы, создаются людьми, причем очень грамотными специалистами. И это то случай, когда знания одних людей обращаются во вред другим людям.
            Чтобы  излечиться от какой-либо болезни, вы принимаете лекарства. Как же пролечить компьютер от вирусов? Есть много разных программ, которые следят за «здоровьем» наших компьютеров. Некоторые из них так и называются – «доктора». И все знают людей, которые создают такие программы. Среди них Дмитрий Лозинский, Игорь Данилов и др. И все, кто работает с компьютерами, очень часто им говорят «спасибо»: знают они очень много, и их знания служат людям, приносят пользу. А как вы относитесь к таким специалистам?

«Крылатые слова» и информатика.

 Данное задание может быть предложено учащимся при  проведении  викторин, конкурсов и других внеклассных мероприятий по информатике.
            Вам будут названы пословицы, поговорки, цитаты из известных литературных произведений и т.п. Для каждого из этих «крылатых слов» будут также предложены три понятия, связанные с компьютером и информатикой. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует названным «крылатым словам».
1.      «На ошибках учатся».
1.      Написание программы.
2.      Резервное копирование программы на дискету.
3.      Отладка программы.
2.      «Доверяй, но проверяй».
1.      Проверка наличия в программе  вспомогательных процедур и функций.
2.      Тестирование результатов выполнения программы.
3.      Проверка дискеты программой Scandisk.
3. «Подальше положишь – поближе возьмешь».
1.      Резервное копирование программы на дискету.
2.      Размещение файла в папке, которая вложена в другую папку, а эта папка, в свою очередь, вложена в третью папку.
3.      Использование операторов программы во вложенных циклах.
4. «Были когда-то и вы рысаками…»
1.      Компьютер с процессором типа 286.
2.      Программа, выполняющая расчеты быстрее другой программы.
5. «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а  Щука тянет в воду»
1.      Использование элементов компьютера с различным быстродействием.
2.      Использование компьютера с процессором Intel Pentium II с винчестером вместимостью 40 мегабайт.
3.      Несколько программистов, разрабатывающих одну большую программу, не согласовывают свои части программы между собой.
6. «Возмутитель спокойствия»
1.      Звуковой сигнал на компьютере.
2.      Антивирусная программа.
3.      Компьютерный вирус.
7. «Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя»
            1. Последний оператор программы.
            2. Процессор последней марки.
            3. Предельно допустимое значение переменной величины.
8. «Разделяй и властвуй»
1.      Использование в программе переменных различных типов.
2.      Разработка программы методом нисходящего программирования.
3.      Использование различных разделов жесткого диска.
9. «На деревню дедушке»
Использование в программе оператора перехода.
Неправильный адрес оперативной памятки.
Неправильное имя файла.
10.  «Как белка в колесе»
1.      Зацикливание программы.
2.      Использование в программе рекурсии.
3.      «Зависание» компьютера.
Правильные ответы:
            3, 2, 1, 1, 3, 3, 1, 3, 2, 1.

Словесный ребус, или Разрезаем и склеиваем слова. 

Прежде чем познакомить участников с этим заданием, процитируйте им отрывок из романа И. Ильфа и Е Петрова ''Золотой теленок'':
            Мой первый слог в чалме сидит,
           Он на Востоке быть обязан.
           Второй же слог известен мне.
           Он с цифрою как будто связан.
           В чалме сидит и третий слог,
           Живет он тоже на Востоке.
          Четвертый слог поможет бог
           Узнать, что это есть предлог…
индустриализация'' (индус +  три + али + за + …).
            Каждое из перечисленных слов необходимо представить в виде ''Суммы'', где '' слагаемыми'' служат другие слова, а также последние или первые части других слов. Хотя бы одно из слов, использованных для составления заданного, должно быть связано с компьютерами или информатикой. За каждое слово, соответствующее этому требованию, участник (ученик или группа учеников) получает 1 очко. Победителем считается тот, кто набрал наибольшее количество очков (при одинаковом количестве очков предпочтение отдается участнику, затратившему на выполнение задания меньше времени).
АЛГОРИТМ.
ДИСТРИБУТИВ.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
ИНФОРМАТИКА.
КОДИРОВКА.
КОМПИЛЯЦИЯ.
МОДЕЛИРОВАНИЯ.
ПРОГРАММА.
СЕМАНТИКА.
ФОРМАТИРОВАНИЕ.

Возможные решения:
1. АЛГОл + РИТМ.
2. ДИСкета + ТРИ + БУТ + массИВ.
3. ИНдекс + ФОРМАТИрование + папКА.
4. КОД + сортИРОВКА.
5. ИНТЕРнет + ПРЕрывание + комплекТАЦИЯ.
6. КОМПьютер + ИЛ + транслЯЦИЯ.
7. МОДЕм + Лисп + кодиРОВАНИЯ.
8. ПРОцессоГРАММ + Алгоритм.
9. Сеть + МАНТИсса + Каталог.
ФОРМАт + ТИРе + копирОВАНИЕ.

Цепочка слов, или Словесное домино.

         В каждом задании учащимся предлагается 15 терминов или соответствующих определений. В зависимости от возраста и уровня подготовленности участников предусмотрены задания четырех уровней сложности.
         В задании уровня 1 требуется расположить термины определенным образом. Этот порядок расположения касается заданий всех уровней, и мы дальше будем его называть принятым нами правилом расположения терминов.
Уровень 1

Перечисленные слова следует расположить, соблюдая следующее правило: очередное слово должно начинаться буквой, которой оканчивается предыдущее (без учёта мягкого знака ).

            Вариант 1
             Абак, адрес, алфавит, дюйм, дорожка, Евклид, килобайт, монитор, отладка, процессор, радио, разряд, рамка, тире, транслятор.     
            Вариант 2    
            «Агат», архиватор, график, команда, «Лексикон», линейка, листинг, ноль, Нортон, пробел, регистр, робот, таблица, телеграф, файл.
           
Вариант 3
            Абзац, абонент, архивация, гипертекст, индекс, каталог, программист, растр, стек, таймер, тип, точка, три, цифра, яркость.
            Вариант 4
            Автомат, адрес, винчестер, дорожка, Евклид, массив, модем, Морзе, разность, разъём, рекурсия, сумматор, текст, транзистор, ячейка.
            Перечень возможных ответов:
           
Вариант 1
            Процессор – радио – отладка – абак – килобайт – транслятор – разряд – дюйм – монитор – рамка – алфавит – тире – Евклид – дорожка – адрес.
            Вариант 2
            Пробел – «Лексикон» – Нортон – ноль – линейка – архиватор – регистр – робот – телеграф – файл – листинг – график – команда – «Агат» - таблица.
            Вариант 3
            Архивация – яркость – тип – программист – три – индекс – стек – каталог – гипертекст – точка – абзац – цифра – абонент – таймер – растр.
            Вариант 4
Массив – винчестер – разъём – модем – Морзе – Евклид – диалог – гигабайт – тангенс – сумматор – рекурсия – ячейка – автомат – текст – транзистор.
Уровень 2
            Примем такое правило: очередное слово должно начинаться буквой, которой оканчивается предыдущее (без учёта мягкого знака). Расположить слова согласно принятому нами правилу, при этом каждому из представленных слов дать определение в понятиях информатики.
            Вариант 1
            Абак, адрес, алфавит, дюйм, дорожка, Евклид, килобайт, монитор,  отладка, процессор, радио, разряд, рамка, тире, транслятор.
            Вариант 2
            Автор, архиватор, бит, график, команда, «Лексикон», линейка, листинг, ноль, Нортон, пробел, регистр, робот, телеграф, файл.
            Вариант 3
            Абзац, абонент, архивация, гипертекст, индекс, каталог, программист, растр, стек, таймер, тип, точка, три, цифра, яркость.
Вариант 4
            Автомат, винчестер, гигабайт, диалог, Евклид, массив, модем, Морзе, разъём, рекурсия, сумматор, тангенс, текст, транзистор, ячейка.
            Перечень возможных ответов – см. задание уровня 1.
Уровень 3
            Примем такое правило: очередное слово должно начинаться буквой, которой оканчивается предыдущее (без учета мягкого знака), Даны определения, которые перечислены в таком порядке, что соответствующие им термины будут расположены согласно принятому нами правилу. Найти термин для каждого определения.
            Вариант 1
            «мозг компьютера» – вид связи – поиск и исправление ошибок в разрабатываемой программе – вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счеты, - единица измерения информации – системная программа, переводящая прикладную программу на машинный язык – позиция в записи числа – единица измерения диаметра дискет – устройство для вывода информации в персональном компьютере – прямоугольник, ограничивающий меню и т.п. – совокупность символов, используемых в языке, знак препинания – древнегреческий математик, автор алгоритма нахождения НОД двух чисел – участок магнитного диска в виде двух концентрических окружностей, образуемых при разметке диска, - порядковый номер байта оперативной памяти.
            Вариант 2
            Название клавиши – отечественный текстовый процессор – фамилия американского программиста, в честь которого названа популярная операционная оболочка для DOS, - цифра двоичной системы счисления – часть окна текстового редактора Microsoft Word, используемая для установки полей, отступов и т. п., - программа для записи файлов в сжатом виде – место хранения информации в процессоре – управляемая по программе и имитирующая действия человека машина – вид связи – поименованная совокупность данных на носителе – распечатка текста программы – изображение, иллюстрирующее зависимость одной величины от другой, приказ на выполнение какого-либо действия – марка одного из первых персональных компьютеров, использовавшихся в школах, - данные, расположенные по графам (колонкам).
            Вариант 3
            Создание резервных копий в сжатом виде – регулируемый параметр работы монитора – характеристика величины, определяющая множество ее допустимых значений и применимых к ней операций, - человек, профессионально занимающийся написанием программ, - цифра десятичной системы счисления – порядковый номер массива – структура данных, в которых применим принцип «первым пришел, но последним вышел», - папка в DOS –текст, содержащий связи с другими документами, - символ, используемый в программе для разделения целой и дробной частей числа, - в текстовом редакторе Microsoft Word так называется текст, набранный до нажатия клавиши Enter, - знак, обозначающий число, - пользователь телефонной линии – системное устройство в компьютере – совокупность точек графического изображения.
            Вариант 4
            Совокупность значений одного типа, обозначенных одним именем и определяемых по порядковому номеру, - жаргонное название жесткого магнитного диска – устройство для подключения внешних устройств к системному блоку персонального компьютера устройство для работы компьютера в глобальной сети – изобретатель системы кодирования информации, использующей два символа: точку и тире, - древнегреческий математик, автор алгоритма нахождения НОД двух чисел – форма взаимодействия пользователя с компьютером – единица измерения информации – тригонометрическая функция – устройство, осуществляющее сложение чисел, - обращение к процедуре или подпрограмме из нее самой – элемент электронной таблицы – устройство, машина или система, выполняющая действия без участия человека – последовательность символов, предназначенная для чтения человеком, - электронный прибор на полупроводниковом кристалле (элемент микросхемы).
            Перечень возможных ответов – см. задание уровня 1.

Эти слова начинаются на одни и те же буквы…

1.      Первые две буквы этих слов совпадают:
1.      Вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счеты.
2.      В текстовом редакторе Microsoft Word – текст, набранный до нажатия клавиши Enter.
3.      Координата точки на плоскости.
4.      Пользователь телефонной линии.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: абак, абзац, абсцисса, абонент.
2.      Первые две буквы этих слов совпадают:
1.      Устройство, машина или система, выполняющие действия без участия человека.
2.      Разработчик программы.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: автомат, автор.
3.      Первые две буквы этих слов совпадают:
1.      Язык программирования, названный в честь первой женщины-программиста.
2.      Изменение программы с целью применения ее на конкретной ЭВМ или для решения частной задачи.
3.      Порядковый номер байта оперативной памяти.
4.      Участник почтовой переписки – получатель сообщения.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: Ада, адаптация, адрес, адресат.
4.      Первые две буквы этих слов совпадают:
1.      Один из первых языков программирования высокого уровня.
2.      Совокупность четко определенных правил решения задачи за определенное число шагов.
3.      Буква греческого алфавита.
4.      Совокупность символов, используемых в языке.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: Алгол, алгоритм, альфа, алфавит.
5.      Первые две буквы этих слов совпадают:
1.      Механическое вычислительное устройство.
2.      Место хранения резервных копий.
3.      Программа для записи файлов в сжатом виде.
4.      Внутренняя организация ЭВМ.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: арифмометр, архив, архиватор, архитектура.
6.      Первые две буквы этих слов совпадают:
1.      Жаргонное название устройства внешней памяти.
2.      Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: винчестер, вирус.
7.      Первые две буквы этих слов совпадают:
1.      Единица измерения информации.
2.      Текст, содержащий ссылки на другие документы.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: гигабайт, гипертекст.
8.      Первые две буквы этих слов совпадают:
1.      Разновидность носителя информации.
2.      Гибкий магнитный диск.
3.      Деталь системного блока персонального компьютера, устройство для установки диска, записи и считывания с него информации.
4.      Устройство вывода информации в персональном компьютере.
5.      Программное изделие, полученное у изготовителя.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: диск, дискета, дисковод, дисплей, дистрибутив.
9.      Первые две буквы этих слов совпадают:
1.      Хорда, проходящая через центр окружности.
2.      Электронная лампа.
3.      Форма взаимодействия пользователя с компьютером.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: диаметр, диод, диалог.
10.   Первые две буквы этих слов совпадают:
1.       Последовательность рассуждений, обосновывающих некоторое утверждение.
2.       Результат работы пользователя с текстовым редактором.
3.       Участок магнитного диска в виде двух концентрических окружностей, образуемый при размете диска.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: доказательство, документ, дорожка.
11.   Первые четыре буквы этих слов совпадают:
1.      Одно из важнейших понятий математики.
2.      Всемирная компьютерная сеть.
3.      Разновидность программы-транслятора.
4.      Совокупность средств взаимодействия программы и пользователя.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: интеграл, Интернет, интерпретатор, интерфейс.
12.   Первые две буквы этих слов совпадают:
1.          Провод, соединяющий системный блок с периферийным устройством.
2.          Линия связи.
3.          Папка в DOS.
4.          Сторона прямоугольника.
5.          Электрод электронной лампы.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: кабель, канал, каталог, катет, катод.
13.   Первые две буквы этих слов совпадают:
1.         Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации.
2.         Единица измерения информации.
3.         Набор символов русского алфавита.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: кибернетика, килобайт, кириллица.
14.   Первые три буквы этих слов совпадают:
1.      Приказ на выполнение какого-либо действия.
2.      Разновидность программы-транстлятора.
3.      Электронно-вычислительная машина.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: команда, компилятор, компьютер.
15.   Первые две буквы этих слов совпадают:
1.        Академик, под руководством которого были созданы первые отечественные ЭВМ.
2.        На диаграммах – поясняющий текст, у шпионов –вымышленные сведения о себе.
3.        Отечественный текстовый процессор.
4.        Вспомогательное утверждение, являющееся верным высказыванием, которое используется для доказательства теорем.
5.        Элемент матричного принтера.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: Лебедев, легенда, «Лексикон», лемма, лента.
16.   Первые три буквы этих слов совпадают:
1.      Устройство для работы компьютера в глобальной сети.
2.      Объект, позволяющий исследовать опытным путем свойства более сложных объектов и явлений.
3.      Автономно-компилируемая программа, используемая другой программой.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: модем, модель, модуль.
17.   Первые две буквы этих слов совпадают:
1.      Комплекс программ общего назначения.
2.      Набор цветов, которые могут использоваться в изображении.
3.      Место хранения (постоянного или временного) информации в компьютере.
4.      Часть экрана при работе с Norton Commander.
5.      В DOS – каталог, в Windows - …
6.      Фрагмент оперативной памяти размером в 16 байт.
7.      Секретное слово.
8.      Язык программирования.
9.      Положение в компьютерной игре, имитирующей древнеиндийскую игру.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: пакет, палитра, память, панель, папка, параграф, пароль, Паскаль, пат.
18.   Первые пять буквы этих слов совпадают:
1.      В Паскале – относительно самостоятельный фрагмент программы, оформленный особым образом и снабженный именем.
2.      Основное электронное устройство компьютера, его «мозг».
Укажите эти слова.
Правильные ответы: процедура, процессор.
19.   Первые две буквы этих слов совпадают:
1.      Физическая величина, имеющая только значение и не имеющая направления.
2.      Устройство для ввода информации в персональный компьютер.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: скаляр, сканер.
20.   Первые две буквы этих слов совпадают:
1.      Последовательность символов, которую можно прочитать.
2.      Вид связи.
3.      Утверждение, требующее доказательства.
4.      Проверка работоспособности компьютера.
Укажите эти слова.
Правильные ответы: текст, телефон, теорема, тест.
21.   Первые три буквы этих слов совпадают:
1.      Шаблон документа.
2.      Совокупность правил записи изображения в графическом редакторе.
3.      Процесс разметки магнитного диска на участки, подготовка его к записи информации.
4.      Язык программирования.
Правильные ответы: форма, формат, форматирование, Фортран.

Компьютерные жаргонизмы
Жаргонизм – это жаргонное слово или выражение.
Жаргон – речь какой-нибудь или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка.
Для каждого из приведенных компьютерных жаргонизмов приведены три определения, из которых ему соответствует только одно. Необходимо указать это определение.
1.      «Винт»это:
1.      Вентилятор охлаждения процессора.
2.      Жесткий магнитный диск.
3.      Регулятор яркости монитора.
2.      «Железо» – это:
Корпус системного блока компьютера.
Жесткий магнитный диск.
Совокупность аппаратных средств компьютера.
3. «Камень» – это:
1.      Основание системы счисления.
2.      Процессор.
3.      Шарик в манипуляторе «мышь»ю
4. «Кулер» – это:
1.      Вентилятор охлаждения процессора.
2.      Покупатель монитора.
3.      Пользователь компьютера.
5. «Корень» – это:
Каталог (папка), который не вложен в другой каталог (папку).
Каталог (папка), в который не вложены другие каталоги (папки).
Место в стеке.
6. «Мама» – это:
1.      Основная часть программы.
2.      Материнская плата.
3.      Шина данных.
7. «Слот» – это:
1.       Кабель для соединения системного блока компьютера с принтером.
2.       Разъем расширения на материнской плате.
3.       Структура данных, работающая по принципу «первым вошел – последним вышел».
8. «Спикер» – это:
1.      Звуковой сигнал на компьютере.
2.      Звуковая карта.
3.      Динамик в компьютере.
9. «Флот» – это:
1.      Гибкий магнитный диск.
2.      Разъем расширения на материнской плате.
3.      Английский вариант слова «мышь».
10. «Юзер» – это:
1.      Программист, «взламывающий» чужие программы.
2.      Администратор компьютерной сети.
3.      Пользователь компьютера.
11. «Засэйвить» – это:
1.      Разбить большой файл на несколько меньших частей.
2.      Создать копию файла в сжатом виде с помощью программы-архиватора.
3.      Сохранить файл на диске.
12. «Ребутиться» - это:
1.      Переобуваться во время работы компьютера.
2.      Повторить оператор в программе.
3.      Перезагрузить компьютер.
Перечень правильных ответов:
2, 3, 2, 1, 1, 2, 2, 3, 1, 3, 3, 3.

«Лишний» термин.
В каждой из приведенных групп терминов один термин (или число) является «лишним». Найдите его. Объясните свое решение.
1.      Бейсик, французский, Си, Паскаль, ассемблер.
2.      Два, пять, ноль, сумма, один, девять.
3.      Драйвер, принтер, монитор, звуковые  колонки, графопостроитель.
4.      Умножение, удаление, вычитание, сложение, деление.
5.      Дискета, CD-ROM, таймер, винчестер, магнитная  лента.
6.      Дизъюнкция, копирование, конъюнкция, отрицание.
7.      Сканер, регистр, клавиатура, джойстик, манипулятор ''мышь''.
8.      Оператор  цикла, оператор  присваивания, драйвер  принтера, оператор  ввода  данных.
9.      Альфа, мягкий  знак, омега, гамма, пи.
10.  Клетчатый, красный, зеленый, синий.
11.  Евклид, Морзе, Нортон, Менделеев, Паскаль, Гейтс.
12.  ''Пробел'', ''Агат'', ''Esc'', ''Enter'', ''BackSpace''.
13.  Трансляция, интерпретация, архивация, компиляция.
14.  ''Файл'', ''Правка'', ''Закраска'', ''Сервис'', ''Вид'', ''?''.
15.  0,5; 1; 1234; 867598; 0; 111.
16.  Арифмометр,  счеты, калькулятор, пишущая  машинка, компьютер.
17.  Вирус, синус, косинус, тангенс.
18.  Сантиметр, килобайт, бит, терабайт.
Информатика и геометрия
В задании используются термины, которые употребляются и в информатике, и в геометрии. Задание можно предложить на одно из трёх уровней;                                                                                       
Уровень 1
Назовите термины, связанные с компьютерами и  информатикой, которые употребляются также в геометрии (там, естественно, эти термины имеют другое значение). Дайте определения этих терминов для обоих случаев.                                                           
Возможные ответы: длина, линейка, основание, сегмент, сектор, точка, цилиндр.
Уровень 2
 Перед вами две колонки, в которых даны определения некоторых терминов. В первой колонке приведены определения, касающиеся компьютер компьютеров и информатики, во второй – относящиеся к геометрии. Необходимо найти пары определений (по одному из каждой колонки), относящиеся к терминам, обозначаемым одним символом.
1.      Размер файла.
2.      Часть окна текстового редактора Microsoft Word, используемая  для установки полей, отступов и т.п.
3.      Канал связи.
4.      Число, определяющее систему счисления.
5.      Одна из двух частей адреса байта памяти персонального компьютера.
6.      Участок гибкого магнитного диска, образуемый при форматировании.
7.      Символ, используемый в программе для разделения целой и дробной частей числа.
8.      Совокупность дорожек с одинаковым номером на магнитных дисках.

Граница линии.
Граница участка поверхности.
Тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя параллельными плоскостями.
Часть круга, ограниченная дугой и стягивающей ее хордой.
Размер отрезка.
Сторона трапеции.
Часть круга, ограниченная дугой и двумя радиусами, проведенными к концам дуги.
Прибор для вычерчивания прямых линий или для измерений.

Правильные ответы: 1-5 (длина), 2-8 (линейка), 3-2 (линия), 4-6 (основание), 5-4 (сегмент), 6-7 (сектор), 7-1 (точка), 8-3 (цилиндр). Первыми указаны номера определений в первой колонке.               
Уровень 3.
            Термины, которые соответствуют следующим определениям, употребляются также в геометрии. Назовите эти термины..
Размер файла.
Часть оконного текстового редактора Microsoft Word, используемая для установки полей, отступов  ит.п.
Канал связи.
Число, определяющее систему счисления.
Одна из двух частей адреса байта памяти персонального компьютера.
Участок гибкого магнитного диска, образуемый при форматировании.
Символ, используемый в программе для разделения целой и дробной частей числа.
Совокупность дорожек с одинаковым номером на магнитном дисках.
Правильные ответы:

1.      Длина.
2.      Линейка.
3.      Линия.
4.      Обоснование.
5.      Сегмент.
6.      Сектор.
7.      Точка.
8.      Цилиндр.



Информатика и биология.
В здании используются термины, которые употребляются в информатике и в биологии. Задание может быть предложено на одном из трех уровней.
Уровень 1.
            Назовите термины, связанные с компьютерами и информатикой, которые употребляются также в биологии (в ней, естественно, эти термины имеют другое значение). Дайте определения этих терминов для обоих случаев.
            Возможные ответы: дерево, лев, лист, «мышь», собака, тело, тип, язык.
Уровень 2.
            Перед вами две колонки, в которых даны определения некоторых символов. В первой колонке приведены определения, касающиеся компьютеров и информатики, во второй – относящиеся к биологии. Необходимо найти пары определений (по одному из каждой колонки), относящиеся к терминам, обозначаемым одним словом.
1.      В виде его организованы на диске файлы и каталоги (папки).
2.      Валюта, в которой получают зарплату болгарские программисты.
3.      Разновидность бумаги для печати на принтере.
4.      Манипулятор для ввода информации в компьютер.
5.      Часть оператора цикла (операторы, повторяемые при его выполнении).
6.      Разговорное обозначение символа, используемого в адресе электронной почты.
7.      Характеристика величины, определяющая множество ее допустимых значений и применимых к ней операций.
8.      Естественная или искусственная знаковая система для общения и передачи информации.
Домашнее животное.
Организм человека или животного в его внешних, физических формах.
Часть полости рта.
Высшее подразделение в систематизации животных.
Орган воздушного питания и газообмена растений.
Крупное хищное животное семейства кошачьих.
Многолетнее растение с твердым стволом.
Грызун.

         Правильные ответы: 1-7, 2-6, 3-5, 4-8, 5-2, 6-1, 7-4, 8-3 (первыми указаны номера определений в левой колонке).
Уровень 3.
            Термины, которые соответствуют следующим определениям, употребляются также  в биологии. Назовите эти термины.
В виде его организованы на диске файлы и каталоги.
Валюта, в которой получают зарплату  болгарские программисты.
Разновидность бумаги для печати на принтере.
Манипулятор для ввода информации в компьютер.
Часть оператора цикла (операторы, повторяемые при его выполнении).
Разговорное обозначение символа, используемого в адресе электронной почты.
Характеристика величины, определяющая множество ее допустимых значений и применимых к ней операций.
Естественная или искусственная система для общения и передачи информации.
Правильные ответы:

1.      Дерево.
2.      Лев.
3.      Лист.
4.      «Мышь».
5.      Собака.
6.      Тело.
7.      Тип.
8.      Язык.


Информатика и спорт.
В задании используются спортивные термины, которые употребляются и в информатике. Задание может быть предложено на одном их трех уровней:
Уровень 1.
      Назовите термины, связанные с компьютерами и информатикой, которые употребляются также в спорте (там, естественно, эти термины имеют другое значение). Дайте определения этих терминов для обоих случаев.
      Возможные ответы: диск, дорожка, команда, лента, разряд, сектор.
Уровень 2.
      Перед вами две колонки, в которых даны определения некоторых терминов. В первой колонке приведены определения, касающиеся компьютеров и информатики, во второй – относящиеся к спорту. Необходимо найти пары определений (по одному из каждой колонки), относящиеся к терминам, обозначаемым одним словом.
1.      Разновидность носителя информации.
2.      Участок магнитного диска в виде двух концентрических окружностей, образуемых при разметке диска.
3.      Синоним понятия «оператор в программе».
4.      Элемент матричного принтера.
5.      Позиция в записи числа.
6.      Участок дорожки магнитного диска.
1.      Специально устроенная дистанция для бега, плавания и т.п.
2.      Участок на стадионе для зрителей или проведения соревнований по отдельному виду спорта.
3.      Узкая полоса ткани или бумаги, закрепляемая на финише дистанции на соревнованиях по бегу.
4.      Спортивный снаряд для метания.
5.      Спортивный коллектив.
6.      Категория в спорте.
Правильные ответы: 1-4 (диск), 2-1 (дорожка), 3-5 (команда), 4-3 (лента), 5-6 (разряд), 6-2 (сектор). Первыми указаны номера определений в левой колонке.
Уровень 3.
            Термины, которые соответствуют следующим определениям, употребляются также и в спорте. Назовите эти термины.
1.      Разновидность носителя информации.
2.      Участок магнитного диска в виде двух концентрических окружностей, образуемых при разметке диска.
3.      Синоним понятия “оператор в программе.”
4.      Элемент матричного принтера.
5.      Позиция в записи числа.
6.      Участок дорожки магнитного диска.
Правильные ответы:                       
1.Диск.              4. Лента.
2. Дорожка.      5. Разряд.  
3. Команда.      6. Сектор.
«Программы – «профессии» и «программы-должности».
Задание может предъявляться учащимися в одном из шести уровней.
Уровень 1
Назовите типы программ и встроенные возможности офисных программ, названия  которых связаны с профессиями и должностями.
Возможные ответы: редактор, Проводник  Windows, Мастер, Помощник , Конструктор.
Примечание. Можно  также предложить учащимся  рассказать о назначении указанных программ и возможностей.
Уровень 2
Вам будет предложены  определения устройств компьютера, типов программ  и встроенных  возможностей офисных программ, названия которых аналогичны названиям профессий, должностей и т.п. Назовите эти устройства, программы и возможности.
1.      Приложение Windows, предназначенное для работы с папками и файлами.
2.      Средство офисных программ пакета Microsoft Office, с помощью которого происходит, например, построение диаграмм и графиков, создание форм и запросов в базах данных и т.п.
3.      Средство офисных программ пакета  Microsoft Office, снабжающие  пользователя подсказками, советами, справочной информацией.
4.      Средство системы управления базами данных Microsoft Access, с помощью которого создаются и меняются макет и структура объекта (таблицы, запроса, формы, отчета).
5.      Тип программ, предназначенных для подготовки текстовых или графических документов.
6.      Устройство управляющее работой системной шины персонального компьютера.
Ответы: 1.Проводник. 2.Мастер. 3. Помощник. 4. Конструктор.5. Редактор. 6. Арбитр.
Уровень 3
Вам будут перечислены комментарии к названиям профессий, должностей и т.п. Термины, аналогичные этим названиям, используются также в названиях устройств компьютера, типов программ  и встроенных возможностей офисных
Программ.
Назовите эти устройства, программы и возможности.
1.      Профессия работника железнодорожного транспорта.
2.      Профессия работника, готовящего книги, газеты и т.п.
3.      Работник, занимающийся разработкой новых устройств, изделий и т.п.
4.      Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
5.      Спортивный судья.
6.      Должность человека, который помогает кому-нибудь в чем-либо.                       
  Ответы: 1.Проводник (Windows) . 2. Редактор (текстовый или графический)
4.      Конструктор (таблиц, форм, запросов, ответов). 4.Мастер (диаграмм, форм и т.п.). 5. Арбитр (шины). 6. Помощник.
Примечание. Можно также предложить учащимся рассказать о назначении указанных устройств, программ и возможностей.
Уровень 4
Перед вами две колонки. В первой приведены названия устройств компьютера, типов программ и встроенных возможностей офисных программ, во второй-определения терминов, перечисленных в первой колонке. Необходимо найти пары номеров (по одному из каждой колонки) , устанавливающие соответствие между термином и его определением.     
1.      Арбитр.
2.      Компилятор.
3.      Конструктор.
4.      Мастер.
5.      Помощник.
6.      Проводник.
7.      Редактор.
1.      Средство системы управления базами данных Microsoft Access, с помощью которого создаются и меняются макет и структура объекта (таблицы, запроса, формы, отчета).
2.      Средство офисных программ пакета Microsoft Office, с помощью которого происходит, например построение диаграмм и графиков, создание форм и запросов в базах данных и т.п.
3.      Тип программ, предназначенных для подготовки текстовых или графических документов.
4.      Приложение Windows, предназначенное для работы с папками и файлами.
5.      Разновидность системной программ, переводящей алгоритм, записанный на языке высокого уровня, в машинные коды.
6.      Устройство, управляющее работой системной шины персонального компьютера.
7.      Тот, кто помогает кому-нибудь в чем-либо.
Ответы: 1-6 (арбитр), 2-5 (компилятор), 4-2 (Мастер), 5-7 (Помощник), 6-4 (Проводник), 7-3 (редактор). Первыми указаны номера терминов в левой колонке.
Уровень 5.
            Перед вами - две колонки. В первой приведены определения профессий и должностей. Во второй колонке приведены названия типов программ и встроенных возможностей офисных программ. Необходимо найти пары номеров( по одному из каждой колонки), относящиеся к терминам – омонимам.
1.Спортивный судья
2.Человек, обобщающий результаты чужих исследований.
3.Работник, занимающийся разработкой новых устройств, изделий и т.п.
4.Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
5. Должность человека, который помогает кому-либо.
6. Профессия работника железнодорожного транспорта.
7. Профессия работника, готовящего книги, газеты, и т.п. к изданию.
1.Средство системы управления базами данных  Microsoft Access, с помощью которого создаются и меняются макет и структура объекта (таблицы, запроса, формы, отчета).
2.Средством офисных программ пакета Microsoft Office,с помощью которого происходит, например, построение диаграмм и графиков, создание форм и запросов в базах данных и т.п.
3. Тип программ, предназначенных для подготовки текстовых или графических документов.
4. Приложение Windows, предназначенное для работы с папками и файлами.
5. Разновидность системной программы, переводящей алгоритм, записанный на языке высокого уровня, в машинные коды.
6. Устройство, управляющее работой системной шины персонального компьютера.
7. Средство офисных программ пакета Microsoft Office, снабжающее пользователя подсказками, советами, справочной информацией.
Ответы:  1-6 (арбитр), 2-5 (компилятор), 3-1 (конструктор), 4-2 (Мастер), 5-7 (Помощник), 6-4 (Проводник), 7-3 (редактор). Первыми указаны номера определений в левой колонке.
Уровень 6.
            Ниже приведены определения терминов-омонимов. Назовите эти термины.
Устройство, управляющее работой системной шины персонального компьютера – Спортивный судья.
Разновидность системной программы, переводящей алгоритм, записанный на языке высокого уровня, в машинные коды – Человек, обобщающий результаты чужих исследований.
Средство системы управления базами данных  Microsoft Access, с помощью которого создаются и меняются макет и структура объекта (таблицы, запроса, формы, отчета) – Работник, занимающийся разработкой новых устройств, изделий и т.п.
Средство офисных программ пакета Microsoft Office, с помощью которого происходит, например, построение диаграмм и графиков, создание форм и запросов в базах данных и т.п. – Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Средство офисных программ пакета Microsoft Office, снабжающее пользователя подсказками, советами, справочной информацией -  Должность человека, который помогает кому-нибудь в чем-либо.
Приложение Windows, предназначенное для работы с папками и файлами – Профессия работника железнодорожного транспорта.
Тип программ, предназначенных для подготовки текстовых или графических документов – Профессия работника, готовящего книги, газеты и т.п. к изданию.
Ответы:  1. Арбитр. 2. Компилятор. 3. Конструктор. 4. Мастер. 5. Помощник. 6. Проводник. 7. Редактор.
Используемая литература:
1.      Внеклассная работа по информатике. Областной методический центр.
2.      Информатика. Приложение к газете «Первое сентября»,  № 6, 8, 9, 33-36 2000 г., №11 2001 г.


Комментариев нет :

Отправить комментарий

Номер страницы