пятница, 1 марта 2019 г.

Об употреблении алкоголя

С мелочи иногда начинается и привыкание к алкоголю. Вы гуляете по городу. Погода прекрасная, рядом симпатич­ный вам человек. Вы захотели пить, вошли в кафе, взяли сок. Он холодный, приятный, вы получаете удовольствие восполнения недостатка (вас мучила жажда). ”Не взять ли коктейль?” — спрашивает ваш приятель. ’’Действительно, -давай попробуем,” — отвечаете вы. И вот уже соломинка во рту — удовольствие избытка!
Так ли нужен был этот коктейль? Вас мучила жажда, и никакой потребности в алкоголе не было! Вы даже не за­думывались об этом, тем более что сок гораздо вкуснее. Но... не могли отказаться от вдруг возникшего желания походить на тех, кто сидел с соломинкой во рту. И хотя удовольствия не испытали никакого, осталось ложное чувство самоуважения: и я — как все. Почему не отказаться от коктейля: ведь жажда была утолена.


В следующий раз — бокал шампанского на дне рождения, потом (опять — ’’как все”) бутылка вина на обеденном столе, хотя потребности в ней не было, да и неловко было покупать ее в специализированном магазине. Вы даже не заметили, когда организм привык получать определенную дозу алкоголя, этот суррогат естественных радостей и удо­вольствий. Если вначале выпивающему кажется, что алкоголь доставляет удовольствие (удовольствие избытка!), то по мере привыкания начинается полоса хронического бытового пьянства и употребление алкоголя становится удовольствием восполнения недостатка, при котором зона комфорта никог­да не достигается!
Как страшно это, особенно для подростков и молодежи. В таком возрасте привыкание происходит очень быстро. Привыкание и... постепенное отравление... Алкоголь неотвра­тимо, хотя и медленно, разрушает весь организм. Начиная со слизистой оболочки глотки, гортани, желудка, он разру­шает печень, почки, сердце, но, что страшнее всего, — высшие мозговые центры, влияя на психическую сферу человека.
Опьянение — это временное безумие, и чем чаще человек находится в состоянии опьянения, тем ближе он к безумию, то есть все большие патологические изменения происходят в его психике.
...И вот сидит в кабинете вроде умный, даже приятный молодой человек, и пока только врач замечает беспокойную тоску, в глазах, суетливость движений, легкое дрожание паль­цев. Позже это заметят и окружающие. Но беда не во внеш­нем проявлении. Трагедия в другом: разрушается личность, и разрушение это происходит в том возрасте, когда должен идти процесс становления, создания семьи, проявления себя, в общественной сфере.
Пьющий не ощутит радости ни от первых шагов своего ребенка, ни от первых его слов, потому что в любом тор­жественном и радостном для других случаев пьющему нужна только рюмка...
По данным академика АМН СССР Ф. Г. Углова, от пьющих родителей до 3% детей рождаются умственно неполноцен­ными. А сколько учится едва на тройки, и родители даже не задумываются, что в этом их, родителей, вина, что детей в данном случае можно только пожалеть, потому что уже в утробе матери они были обречены на отставание в интел­лектуальном развитии от своих сверстников.
Никаких компромиссов не может быть, когда речь идет о борьбе с пьянством, употреблением алкоголя даже в малой степени. ’’Каждый молодой человек, - пишет в своей книге ’’Раздумья о здоровье” Н. Амосов, должен знать: будет пить, родит идиота”.
Алкоголь относится к наркотическим ядам. Поступая в кровь и действуя на нервные клетки головного мозга, он прежде всего вызывает нарушение внимания и самоконт­роля. Вот почему выпивший человек возбуждается, становит­ся болтливым, легкомысленным, чрезмерно ’’храбрым”, ему, как говорят, ’’море по колено”. Вот тут-то и совер­шаются поступки, за которые приходится в лучшем случае краснеть...
Алкоголь — типично нервный яд. По разрушительному действию на психику нет ему равных. Яд накапливается в мозгу. Следы алкоголя обнаруживаются в мозгу спустя 15 дней, даже если было выпито всего 100 граммов водки! Следовательно, мозг человека, выпивающего 100 граммов крепкого напитка в неделю, всегда находится в состоянии патологии!
Этиловый спирт, который входит в состав алкогольных напитков, по своему вредоносному действию оставляет позади себя все яды табака. Сумасшествия, преступления, моральная деградация, разрушение семьи, многочисленные болезни внутренних органов (многие из-которых смертель­ны) - вот далеко не полный список преступлений, которые совершает алкоголь
Кто же оказывается на пагубном пути? Попробуем оха­рактеризовать эти личности: может быть, наши характерис­тики послужат предостережением.
Итак: Аморфная личность. Люда, относящиеся к, этой категории, не имеют твердых жизненных установок. Они безвольны, легко подчиняются другим, не проявляют инте­реса ни к труду, ни к отдыху, ни к общественной жизни. Живут, как придется, не зная, что будут делать завтра, после­завтра. Привязанности их слабы, стремления неопределенны...
Расторможенная личность. Про, таких говорят, 'что они ’’без царя в голове”. Механизмы сдерживания, самоконтроля у них отсутствуют. Такие, люди способны на любой, даже гнусный поступок или преступление, и лишь страх перед законом может их удержать.
Асоциальная личность. Люди этого типа имеют твердые установки, но противоречащие интересам общества. Чаще всего протест против одной социально неприемлемой лично­сти они распространяют на все общество в целом. Подобные люди видят в жизни только плохое и даже бравируют этим. Они бывают ’’заводилами” во всех плохих делах, в том числе и в приобщении к алкоголю.
Личности с низкой приспосабливаемостью к стрессу, боли, конфликтам, ожиданию, быстро теряющие надежду, впадающие в панику.
Личности с комплексом неполноценности, заниженной самооценкой, в результате чего они тяжело устанавливают эмоциональный контакт с другими людьми, предпочитают одиночество и нередко от тоски незаметно для себя находят утешение в алкоголе.
Личности повышено чувствительные к неприятностям в социальной сфере. Среди них бывают художественно ода­ренные, талантливые. Малейшая критика, невнимание могут выбить их из колеи...
Примитивные личности, не имеющие представления о морально-этических нормах.  
Если охарактеризованные нами личности находятся в хорошем коллективе или рядом с ними есть любящие родные, друзья, можно считать, что им повезло: близкие не позволят скатиться по наклонной плоскости.
Иногда задают вопрос:  есть ли норма употребления алкоголя, при которой человек не станет пьяницей? Нормы такой нет, как нет нормы употребления любого яда. Нормальное состояние человека трезвое! Однако пока спирт­ные напитки продаются, добровольный сухой закон восторжествует не скоро. Поэтому каждый должен, хорошо знать ту грань, за которой звучит сигнал тревоги.
Если у человека алкогольная потребность отсутствует, при случайном употреблении контроль над выпитым полностью сохранен, переносимость алкогольных напитков слабая, рвотный рефлекс после случайной передозировки сохранен. Воздержание от употребления алкоголя воспринимается спокойно, желания опохмелиться не бывает, то в таком случае можно волноваться только по поводу сознательного введения в организм вредного вещества, отравляющего внутренние органы.
Однако появляющееся желание увеличить дозу (хотя контроль за количеством выпитого сохранен) уже может стать первым шагом к опасности!
Вторым таким шагом будет тот момент, когда не захочется отказаться от предложенной рюмки, а наоборот...
Третьим признаком начинающегося бытового пьянства назовем рост толерантности (переносимости) к спиртным напиткам: если раньше опьянение наступало после 100 г некрепленого вина, то теперь эта же степень опьянения ощущается лишь после 150—200 г водки.
Четвертый признак — когда периодически появляется желание выпить рюмку-другую, причем в любой компании и даже в одиночку.
Пятый признак - исчезновение рефлекса при передози­ровке.
Последние два признака обычно наблюдаются одновре­менно и свидетельствуют о предалкогольной фазе, которая уже требует вмешательства нарколога. В это же время обычно обнаруживаются и симптомы токсического воздействия на органы и системы. Заметно проявляется алкогольная перестройка личности.
Но пока еще человек может остановиться и сказать себе: ”Стоп!” Ибо дальше изменения нарастают. Особенно заметны они в интеллектуальной сфере: не хочется читать, ходить в кино или театр; пустым времяпровождением кажется посещение музеев, картинных выставок, занятий физкульту­рой. Возникает холодное безразличие к семье. Жена, дети раздражают. Не вызывает интереса любимая прежде работа...
Меняется физическое состояние человека: нарушается сон, аппетит, настроение. Сон вначале удлиняется, затем становится короче. Частые пробуждения, кошмарные сны, чувство разбитости по утрам сменяются бессонницей с голов­ными болями. Во время выпивки аппетит вначале увеличи­вается, затем пропадает. Появляется тошнота, особенно по утрам. Нарушается стул.
Постоянное угнетенное настроение чередуется вспыш­ками беспричинного гнева, злобы, раздражительности.
Появляются боли в сердце, подергивание отдельных мышц, тупые боли в области печени. Язык обложен серо-­белым налетом, сухой.
Даже на этой стадии умный и волевой человек может остановиться хотя бы на год-другой, чтобы дать возмож­ность организму очиститься от интоксикации...
Год абсолютной трезвости полезен каждому, даже мало пьющему человеку. Этот период может стать прелюдией к трезвому образу жизни. Только умеренность делает нашу жизнь стабильной. Соблазны же выбивают из колеи. А если они выдвигаются на первый план, - жди беды. Вот как писал об этом Сенека: ’’...излишнему где найдешь границу? Так и погружаются в наслаждения, без которых, когда они войдут в привычку, уже нельзя жить. Поэтому нет несчастнее зашед­ших так далеко, что прежде излишнее становится для них необходимым. Наслаждения уже не тешат их, а повелевают ими, они же — и это худшее зло! — любят свое зло. Тот дожил до предела несчастья, кого постыдное не только услаждает, но и радует”.
Можно нарисовать четыре ступеньки, ведущие в пропасть: на первой стоят ’’дегустаторы” - употребляющие алкоголь­ные напитки лишь в торжественных случаях и не испыты­вающие тяги к ним. Обычно они предпочитают вкусные вина, шампанское. На второй - группа потребителей, которые делятся на эпизодических и регулярных. На третьей ступеньке стоят злоупотребляющие спиртными напитками. Их пристрас­тие явственно сказывается на работе, на поведении в быту, у них уже есть какие-то заболевания (печени, сердца, сосудов и т. п,). И на последней — хронические алкоголики. Это прогрессивно деградирующие личности.
Как важно, чтобы выпивающий человек объективно определил свое место на этой лесенке, осознал, куда она ве­дет, и хотя бы остановился, если не может вернуться наверх!
Так, например, если ваш знакомый, родственник, друг помимо праздников и дней рождений выпивает еще после аванса, зарплаты — это уже регулярный потребитель. Если же человек употребляет алкоголь не реже одного раза в неделю и без чувства меры, — можно смело относить его к злоупо­требляющим алкоголем. Ему недалеко до хронического алкоголизма. Если утром у него возникают сильное желание опохмелиться, чувство разбитости и потерянности, - перед вами хронический алкоголик.
Перейти с высшей ступени на низшую - очень легко, но подняться на более высокую - чрезвычайно трудно! Лучше вовремя остановиться.
В древности скиф Анахарсис говорил: ’’Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения". А на вопрос, как не стать пьяницей, он ответил: ”Иметь перед глазами пьяницу во всем безобразии”.
В Древней Спарте, чтобы отвратить от употребления алкоголя, молодым патрициям показывали раба, которого предварительно спаивали. Омерзительный облик пьяного был действенным профилактическим средством.

Источник:


Комментариев нет :

Отправить комментарий

Номер страницы