Для проведения игры необходимо
подготовить:
—
компьютер;
—
презентацию PowerPoint «Самый умный» (ее особенности будут
описаны ниже);
—
мультимедийный проектор
(при
наличии);
—
12 мест для участников игры и одно место для
учащегося, выполняющего роль «учетчика»;
—
таблица со списком участников (для ученика – «учетчика»);
—
12 комплектов карточек с номерами 1, 2, 3 (они
раздаются участникам игры);
—
листы для записи (также
раздаются
участникам);
—
3
карточки разных цветов (синего,
желтого, красного).
Возможен также «бескомпьютерный» вариант
(в нем вместо компьютерной презентации можно использовать карточки с
вопросами).
Игра включает в себя четыре этапа.
Первый
этап
На этом этапе 12
участников игры отвечают на вопросы в форме теста с выбором ответа. Каждый
вопрос оформляется в виде отдельного слайда (см. рис.
1).
Рис. 1
Учитель читает вопрос и предлагает
участникам игры поднять карточку с номером, который, по их мнению,
соответствует правильному номеру ответа. После того как учащиеся сделают это,
учитель открывает слайд с правильным ответом (в презентации это происходит по
щелчку на кнопке в правом нижнем углу слайда).
Пример слайда с правильным ответом
показан на рис.
2.
Рис. 2
Примечание.
После показа слайда с правильным ответом участники изменить свое мнение не
могут. Нарушившие это правило, исключаются из игры.
На первом этапе участникам задаются 24
вопроса (они приведены в Приложении 1). По итогам этого этапа
отбираются 6 человек, правильно ответивших на большее число вопросов. Если
претендентов на выход во второй этап больше шести, проводится серия
дополнительных вопросов (см. Приложение 4). Их можно подготовить на отдельных
табличках.
Второй
этап (полуфинал)
На
втором этапе каждый участник должен будет ответить на вопросы по выбранной им
теме. Предлагаются 6 тем (см. рис: 3).
Первым выбирает тему тот, кто на первом этапе занял первое место, вторым —
занявший второе место и т.д. При одинаковом количестве правильных ответов на
первом этапе «работает» алфавитный порядок фамилий и т.п.
Рис. 3
Один
из вопросов по теме “Устройство компьютера” показан на рис. 4.
Рис. 4
Примечание.
Щелчок по кнопке с надписью «К темам» позволяет вернуться к слайду, показанному на рис.
3 (это может потребоваться в случае «досрочного» выхода из игры какого-либо
участника).
Каждому участнику игры дается 1—2
минуты, чтобы ответить на вопросы, связанные с выбранной темой. Вопросы по
каждой теме приведены в Приложении 2. Ответы на вопросы учитель характеризует
словами «правильно» или «неправильно». Учащийся-«учетчик» заносит в протокол
сведения об ответах.
По итогам этого этапа должно остаться
три финалиста — участники, показавшие лучший результат. Если претендентов на
выход в финальный этап больше, им даются дополнительные задания.
Когда финалисты будут определены,
необходимо определить порядок их ответов в финале. Для этого проводится третий
этап — «Расшифровка».
Третий
этап — "Расшифровка"
Финалистам показывается следующая картинка
(слайд):
Расшифруйте слово
|
||
1
|
2
|
3
|
абв
|
где
|
жзий
|
4
|
5
|
6
|
клм
|
нопр
|
стуф
|
7
|
8
|
9
|
хцчш
|
щьы
|
ъэюя
|
5
|
5
|
2
|
5
|
1
|
6
|
5
|
5
|
Рис. 5
Число, записанное в нижней табличке,
представляет собой слово, зашифрованное следующим образом: каждая цифра
соответствует одной из трех букв, записанных под ней в верхней картинке, причем
цифрам, стоящим на различных позициях, могут соответствовать разные буквы.
Необходимо найти это слово (правильный ответ — оператор).
Участники игры должны записать найденное
слово на листке и поднять руку. Очередность ответов в финале определяется по
тому, как быстро ответили участники. После этого каждому участнику присваивается
тот или иной цвет и выдается соответствующая цветная карточка.
Четвертый
этап (финал)
На этом, заключительном, этапе учащимся
показывается слайд с табличкой, в которой записаны числа (рис. 6).
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
Рис. 6
Учитель говорит: «Сейчас будет показана аналогичная
табличка, но с разноцветными клетками. Вы должны запомнить номера клеток,
окрашенных в «ваш» цвет (цвет вашей
карточки). Именно запомнить — записывать номера нельзя».
Затем на 15 секунд открывается слайд
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
Рис. 7
Клетки с номерами 1, 9, 14, 25, 26 и 29
— синие, 3, 7, 17, 21, 28 и 33 — красные, 5,11,18, 24, 30 и 35 — желтые (цвета
соответствуют цветам финалистов). Каждый финалист должен запомнить расположение
клеток «своего» цвета.
Учитель рассказывает участникам, что
число, записанное в клетке, определяет вопрос, который будет задан каждому из
них. Каждый цвет соответствует отдельной теме: красный — «Информатика и спорт»,
синий — «Информатика и химия», желтый — «Информатика и биология»
Необходимо будет назвать термины,
которые используются как в информатике, так и в спорте, химии или биологии
(имеются в виду все разделы биологии: ботаника, зоология, анатомия). Кроме
окрашенных ячеек, существуют и неокрашенные — это вопросы по так называемой «общей»
теме. Затем показывается слайд (см. рис. 8).
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
Рис. 8
При щелчке мышью
на той или иной клетке появляется слайд с соответствующим вопросом (рис. 9-10).
Рис. 10
За правильный ответ на вопрос «своей»
темы: участнику дается 2 балла, «чужой» темы — 3 балла, «общей» темы — 1 балл.
Если у какого-то участника вопрос «его» темы до него указал (ошибочно) другой
участник, то ему предлагается выбрать вопрос «общей» темы.
Вопросы по всем темам этого этапа
приведены в Приложении 3.
Победителем игры объявляется участник,
набравший в финале наибольшее количество баллов.
Примечание.
На случай, если при подведении итогов возникнут спорные вопросы, необходимо
заранее подготовить дополнительные вопросы (см. Приложение 4).
(Продолжение
следует)
Комментариев нет :
Отправить комментарий