четверг, 17 мая 2018 г.

Игра «Самый умный по информатике»


Игра может проводиться с учащимися 9 — 11-х классов как в виде внеклассного мероприятия, так и на уроке.
Для проведения игры необходимо подготовить:
                 компьютер;
                 презентацию PowerPoint «Самый умный» (ее особенности будут описаны ниже);
                 мультимедийный проектор (при наличии);

                 12 мест для участников игры и одно место для учащегося, выполняющего роль «учетчика»;
                 таблица со списком участников (для ученика – «учетчика»);
                 12 комплектов карточек с номерами 1, 2, 3 (они раздаются участникам игры);
                 листы для записи (также раздаются участни­кам);
                 3 карточки разных цветов (синего, желтого, красного).
Возможен также «бескомпьютерный» вариант (в нем вместо компьютерной презентации можно ис­пользовать карточки с вопросами).
Игра включает в себя четыре этапа.
Первый этап
На этом этапе 12 участников игры отвечают на вопросы в форме теста с выбором ответа. Каждый вопрос оформляется в виде отдельного слайда (см. рис. 1).
Рис. 1
Учитель читает вопрос и предлагает участникам игры поднять карточку с номером, который, по их мнению, соответствует правильному номеру ответа. После того как учащиеся сделают это, учитель от­крывает слайд с правильным ответом (в презента­ции это происходит по щелчку на кнопке в правом нижнем углу слайда).
Пример слайда с правильным ответом показан на рис. 2.
Специальный ученик — «учетчик» отмечает в таблице правильные ответы каждого участника.





Рис. 2
Примечание. После показа слайда с правильным ответом участники изменить свое мнение не могут. Нарушившие это правило, исключаются из игры.
На первом этапе участникам задаются 24 вопроса (они  приведены  в Приложении 1). По итогам этого этапа отбираются 6 человек, правильно ответивших на большее число вопросов. Если претендентов на выход во второй этап больше шести, проводится се­рия дополнительных вопросов (см. Приложение 4). Их можно подготовить на отдельных табличках.
  
Второй этап (полуфинал)
На втором этапе каждый участник должен будет ответить на вопросы по выбранной им теме. Предла­гаются 6 тем (см. рис: 3). Первым выбирает тему тот, кто на первом этапе занял первое место, вторым — занявший второе место и т.д. При одинаковом коли­честве правильных ответов на первом этапе «работа­ет» алфавитный порядок фамилий и т.п.


 
Рис. 3
Один из вопросов по теме “Устройство компью­тера” показан на рис. 4.








 Рис. 4
Примечание. Щелчок по кнопке с надписью «К темам»  позволяет вернуться к слайду, показанному на рис. 3 (это мо­жет потребоваться в случае «досрочного» выхода из игры како­го-либо участника).
Каждому участнику игры дается 1—2 минуты, что­бы ответить на вопросы, связанные с выбранной темой. Вопросы по каждой теме приведены в При­ложении 2. Ответы на вопросы учитель характери­зует словами «правильно» или «неправильно». Учащийся-«учетчик» заносит в протокол сведения об ответах.
По итогам этого этапа должно остаться три фи­налиста — участники, показавшие лучший резуль­тат. Если претендентов на выход в финальный этап больше, им даются дополнительные задания.
Когда финалисты будут определены, необходимо определить порядок их ответов в финале. Для этого проводится третий этап — «Расшифровка».

Третий этап — "Расшифровка"
Финалистам показывается следующая картинка (слайд):
Расшифруйте слово
1
2
3
абв
где
жзий
4
5
6
клм
нопр
стуф
7
8
9
хцчш
щьы
ъэюя

5
5
2
5
1
6
5
5
Рис. 5
Число, записанное в нижней табличке, представ­ляет собой слово, зашифрованное следующим обра­зом: каждая цифра соответствует одной из трех букв, записанных под ней в верхней картинке, причем цифрам, стоящим на различных позициях, могут соответствовать разные буквы. Необходимо найти это слово (правильный ответ — оператор).
Участники игры должны записать найденное сло­во на листке и поднять руку. Очередность ответов в финале определяется по тому, как быстро ответили участники. После этого каждому участнику присваи­вается тот или иной цвет и выдается соответствую­щая цветная карточка.
Четвертый этап (финал)
На этом, заключительном, этапе учащимся пока­зывается слайд с табличкой, в которой записаны числа (рис. 6).
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34
35
36
Рис. 6
Учитель говорит: «Сейчас будет показана анало­гичная табличка, но с разноцветными клетками. Вы должны запомнить номера клеток, окрашенных в «ваш»  цвет (цвет вашей карточки). Именно запомнить — записывать номера нельзя».
Затем на 15 секунд открывается слайд
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34
35
36
Рис. 7
Клетки с номерами 1, 9, 14, 25, 26 и 29 — синие, 3, 7, 17, 21, 28 и 33 — красные, 5,11,18, 24, 30 и 35 — желтые (цвета соответствуют цветам финалистов). Каждый финалист должен запомнить расположение клеток «своего» цвета.
Учитель рассказывает участникам, что число, запи­санное в клетке, определяет вопрос, который будет задан каждому из них. Каждый цвет соответствует отдельной теме: красный — «Информатика и спорт», синий — «Информатика и химия», желтый — «Ин­форматика и биология»
Необходимо будет назвать термины, которые используются как в информатике, так и в спорте, химии или биологии (имеются в виду все разделы биологии: ботаника, зоология, анатомия). Кроме окрашенных ячеек, существуют и неокрашен­ные — это вопросы по так называемой «общей» теме. Затем показывается слайд (см. рис. 8).
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34
35
36
Рис. 8
 При щелчке мышью на той или иной клетке по­является слайд с соответствующим вопросом (рис. 9-10).

 

 Рис. 9
Рис. 10



За правильный ответ на вопрос «своей» темы: участ­нику дается 2 балла, «чужой» темы — 3 балла, «общей» темы — 1 балл. Если у какого-то участника вопрос «его» темы до него указал (ошибочно) другой участник, то ему предлагается выбрать вопрос «общей» темы.
Вопросы по всем темам этого этапа приведены в Приложении 3.
Победителем игры объявляется участник, набрав­ший в финале наибольшее количество баллов.
Примечание. На случай, если при подведении итогов воз­никнут спорные вопросы, необходимо заранее подготовить до­полнительные вопросы (см. Приложение 4).

(Продолжение следует)

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Номер страницы